Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - М. А.М.,
судей - Гебековой Л.А. и Багаутдиновой Ш.М,
при секретаре Алиеве А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к -Государственному Учреждению - Отделение П. фона Российской Федерации Республике Дагестан об обязании осуществить перерасчет, назначенной ей пенсии с момента назначения ей пенсии по нормам Федерального Закона от "дата" N "О государственных пенсиях в РСФСР", отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гебековой Л.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 по доверенности Лагутиной Н.М, просившей решение суда отменить, представителя ГУ- ОПФР по РД Аршаева М.А, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Лагутина B.C. обратилась в суд с иском к ГУ ОУПФР по Республике Дагестан, в котором просит суд обязать ответчика произвести перерасчет, назначенной ранее ей пенсии по следующим основаниям:
"дата" она обратилась к Председателю П. П. фонда РФ АВ. Дроздову с требованием о перерасчете ей пенсии с момента выхода на пенсию, так как считает, что должна получать заработанную трудовую пенсию по выслуге лет согласно ФЗ от "дата" N "О государственных пенсиях в РСФСР" (Закон - 90х), а не страховое пособие. Исполнительная дирекция ПФР уведомила ее о пересылке обращения в ОПФР по РД. С последней инстанции она получила ответ, согласно которому ее " П. обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от "дата" N "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым трудовая пенсия по старости с учетом страхового стажа 46 лет 5 месяцев 8 дней (максимально учитываемый стаж для женщин за период до "дата"- 40 лет). Размер пенсии исчислен с учетом справки о заработной плате за период с 1992 по 1997 "адрес" отношение заработка к среднемесячному заработку по стране за тот период 1,354, однако законодательством РФ установлено ограничение максимально учитываемого коэффициента-1,2. Размер пенсии на "дата" составляет 18243, 56 коп. (4383,59 руб.-фиксированная выплата, 13859,97 руб.-страховая пенсия)". В дальнейшем она направляла в ГУ ОПФР по РД требования с предоставлением информации по отчислениям от работодателя в лице Минздрава РД, но кроме отговорки в виде ссылки на статьи 173 ФЗ не получила.
Свою трудовую деятельность в должности медицинской сестры она начала с 1963 года. С "дата" по настоящее время работает медицинской сестрой в противотуберкулезной больнице, расположенной в "адрес". В мае месяце 1993 г. вышла на пенсию не по выслуге лет, а по достижению возраста 50лет- изначально при расчете размера пенсии не были учтены некоторые нормы, предусмотренные ФЗ РФ от "дата" N: на основании ст. 16 Закона размер ее пенсии должен был исчисляться в порядке 75 % заработка; согласно ст. 87 ( выплата пенсий работающим пенсионерам) Закона пенсия, назначенная в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа (статьи 78, 80,81), выплачивается в порядке, предусмотренном частью первой статьи 22 Закона, не зависимо от характера работы.
Согласно статье 22 ФЗ N "О государственных пенсиях в РФ" ГУ
ПФР по РД обязан был установить ей надбавку в 30% пенсии. С учетом этой
надбавки общая сумма пенсии не ограничивается. Так же статьей 86.1 к пенсии за выслугу лет устанавливается надбавка, предусмотренная пунктом "в" части первой статьи 21 Закона в размере одной минимальной пенсии по старости; ГУ ПФР по РД назначает пенсии проведя оценку пенсионных прав по "всем" законам в соответствии со статьей 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N Постановлением Пленума ВС РФ от "дата". N пп.28,29 с точностью до наоборот, убеждая, что: "Все расчеты трудовой пенсии ведутся по состоянию на 01.01.2001года". Не применяя для расчета трудовой пенсии пенсионный капитал (ПК 1) до "дата" и СВ до "дата" \, размер пенсии занижается.
Согласно ст. 17 ФЗ N "О трудовых пенсиях" размер трудовой пенсии определяется на основании данных по состоянию на день назначения пенсии, а не (по состоянию на "дата" г".
Пенсионный фонд оценку пенсионных прав по Закону N производит на 2002 год, а с применением п.1 ст. 17 Закона обязан по состоянию на день выхода на пенсию. Таким образом, происходит не полное применение (без использования п. I ст.17) закона "О трудовых пенсиях в РФ" N! Поэтому ГУ ОПФР по РД е законно применяет ст. 30. Пенсионный фонд не использует Закон в полном объеме, а только так, как ему выгодно.
Как следует из правовой позиции, приведенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от "дата" N-П: В Российской Федерации не должны издаваться законы, вносящие произвольные изменения в действующее правовое регулирование, поскольку тем самым нарушался бы принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и вопреки ст.21 1 Конституции Российской Федерации умалялось бы достоинство личности.
Постановление КС РФ от "дата" N-П сохраняет свою силу (см. определение Конституционного Суда РФ от "дата" N).
В Постановлении N-П от "дата" в п. 3.3 сказано: учет страховых взносов в системе обязательного П. страхования носит индивидуально-возмездный характер. Это значит чем выше зарплата, тем больше отчислений в ПФР, а значит выше размер пенсии ( в пункте "в" ст. 7 говорится, что увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране проводится 4 раза в год).
В среднем ежегодно на ее ИЛС производятся отчисления в размере 70 000руб-75000руб. А возвращается в виде августовской индексации в размере 240 руб. Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ от "дата" N утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,2830 ФЗ N "О трудовых пенсиях в РФ" (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ "дата" N), в соответствии с которым размер пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до введения ФЗ N9 173 "О трудовых пенсиях в РФ". Примерный расчет ее пенсии на сегодняшний день, согласно ФЗ РФ N*0,75*1,35*1,15=40753,13 руб. С учетом ст.87, 22, 86.1: 40753+40753*0,30+11000=63978 руб. (Подсчет без учета инфляции). Применение для оценки пенсионных прав (расчета пенсии) закона РФ от "дата" N в редакции ФЗ N от "дата" "О трудовых пенсиях в РФ" является двойным чтением закона и его не полном применении, поскольку в своем тексте не содержит в себе указания на расчет трудовой пенсии по состоянию на "дата", но обязует производить расчет пенсии по состоянию на момент выхода на пенсию-п. 1 ст. 17.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что все формулы "российского законодательства" горе-экономисты создавали исключительно для ухудшения П. положения граждан. Тогда как законодательные нормы Закона ФЗ N "О государственных пенсиях в РСФСР", куда более прозрачны и ясны. При назначении пенсии работники П. фонда на свое усмотрение рассчитали ей пенсию, опираясь на статьи 12,14,16,18 ФЗ-340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".
Суд проигнорировал ст.88 Закона ФЗ 340-1 согласно которому с учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона ФЗ 340-1), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона ФЗ 340-1), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона ФЗ 340-1).
Суд не учел, что пенсию по выслуге лет назначают не по достижению определенного возраста, в данном случае 50 лет, а по выработке специального стажа. Суд ее доводы о том, что общая сумма пенсии не ограничивается согласно определенным нормам Закона ФЗ 340-1, счел несостоятельными на основании статьи 18 Закона ФЗ 340-1. А также ограничился "пределом" 75 % заработка для моей пенсии. По всей видимости суд не вникал в формулу расчета ее пенсии, а представитель П. фонда не объяснил надлежащим образом какое место занимают в формуле расчета пенсии эти 75 %.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истице ФИО1 была назначена пенсия по достижению возраста и в связи с особыми условиями труда "дата", в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 20.11. 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 этого же закона.
Размер пенсии истице был рассчитан также в соответствии с требованиями ст. 16 Закона РФ от "дата" N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации, согласно представленным документам. На момент обращения, общий трудовой стаж заявительницы составлял 32 года 6 месяцев и 29 дней, из которых 21 год 9 месяцев и 17 дней учтены как период работы на льготных условиях. Также, на момент обращения, среднемесячный заработок заявительницы составлял 42328,97 рублей. При назначении пенсии, заявительнице установлен максимальный процент заработка на период значения 75%. Поэтому, при назначении пенсии истице были учтены требования норм закона, действовавших в период назначения ей пенсии;
Доводы истицы о том, что Законом РФ от 20.11,1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не предусматривалось ограничение размеров пенсий, исчисленных из среднемесячного заработка, а устанавливались пенсии в максимальном размере для определенной категории лиц, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными, т.к, при расчете размера пенсии из заработка должны были руководствоваться статьями 16, 21, 86.1, 87, названного Закона Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Закона пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). А согласно ст. 12,14 этого же Закона, при назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсия. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка;
Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов; ст. 87 Закона N ФЗ, пенсия (кроме пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, а также пенсии, назначенной в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пенсии, назначенной в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа) выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в порядке, предусмотренном частью первой ст. 22 Закона. Пенсия, назначенная работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, а также пенсия, назначенная в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пенсия, назначенная в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа (ст. 78. 80, 8J. Закона), выплачиваются в порядке, предусмотренном частью первой ст.22 Закона независимо от характера работы. Указанная норма закона не действовала в период назначения пенсии для истицы, т.к. была принята лишь "дата";
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего П. обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Таким образом, данная норма предусматривает общие правила определения размера трудовой пенсии и направлена на реализацию прав граждан на П. обеспечение на условиях, действующих на день вынесения решения об установлении пенсии.
Судом установлено, что истица являлась получателем пенсии по старости и продолжала осуществлять оплачиваемую трудовую деятельность. Со дня вступления в законную силу указанного Закона ФЗ-173, истице был произведен, согласно ее же заявления, перерасчет размера пенсии по наиболее выгодному для нее варианту, при этом повышение пенсии произошло в два раза.
Постановлением Конституционного Суда РФ от "дата" N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи-30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), "адрес" и жалобами ряда граждан", в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на "дата" путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой н иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4). Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до "дата". Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установилтакой минимальный уровень П. обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень П. обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с "дата" до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии. Пункт 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
Кроме того, предусмотренные ею правила соответствуют действовавшим с "дата" условиям и нормам (в том числе в части, касающейся календарного исчисления трудового стажа), установленным Федеральным законом от "дата" "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных в нее этим актом. Пенсионер - в тех случаях, когда исчисленный на их основании размер пенсии не достигал размера пенсии, уже получаемой им по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в прежней редакции, - был вправе выбрать исчисление пенсии в соответствии со старым порядком. Тем самым законодатель, введя с "дата" иные условия и нормы П. обеспечения наряду с предусмотренными Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в П. законодательстве.
В соответствии со ст. 5 ФЗ-173 размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и П.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного П. страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет П. фонда Российской федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного П. капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом. Пенсионер может отказаться от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, производимой в соответствии с настоящим пунктом, путем подачи соответствующего заявления.
Исследовав представленные суду доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что все расчеты, имеющиеся в П. деле истицы, также установленная пенсия и производимые перерасчеты пенсии являются верными и наиболее выгодными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.