Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.
судей Бусиной Н.В, Бредихиной С.Г,
при секретаре Арлаускас И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца П, ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, включении периодов работы в специальный и страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", считая, что решением от 22.01.2018 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" незаконно отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за недостаточности специального педагогического стажа, отсутствии сведений персонифицированного учета.
Ссылаясь на указанные положения закона П, с учетом уточнения исковых требований просил признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости, включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на назначение трудовой пенсии досрочно: с 16.08.1995 по 30.06.2015 в качестве старшего мастера в "Бийском профессиональном училище N 34"; с 29.07.2015 по 31.12.2016 в качестве старшего мастера в КГБПОУ "Бийском государственном колледже"; с 25.09.1995 по 26.09.1995, с 03.10.1995 по 04.10.1995 - командировки в период работы в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34; с 17.12.1995 по 23.12.1995 - курсы повышения квалификации в период работы в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34; с 01.07.2015 по 28.07.2015 в качестве старшего мастера в "Бийском профессиональном училище N 34"; включить в страховой стаж период работы П. с 01.07.2015 по 28.07.2015 в качестве старшего мастера в "Бийском профессиональном училище ***"; обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" назначить П. досрочную страховую пенсию по старости с 18.07.2017, взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 8 000 рублей.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 20.06.2018 исковые требования удовлетворены частично, суд постановил:возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы П. с 16.08.1995 по 24.09.1995 года, с 25.09.1995 по 26.09.1995,с 27.09.1995 по 02.10.1995, с 03.10.1995 по 04.10.1995, с 05.10.1995 по 16.12.1995, с 17.12.1995 по 23.12.1995, с 24.12.1995 по 31.08.2000 в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34. В остальной части иска отказано.
С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе в пользу Почеревина С.М. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Дополнительным решением суда от 01.08.2018 в страховой стаж истца включены периоды работы с 01.07.2015 по 28.07.2015 в качестве старшего мастера в "Бийском профессиональном училище N34" (с 10.07.2015 реорганизованном путем присоединения к КГБПОУ "Бийский государственный колледж").
В апелляционной жалобе истец П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального права.
Суд не учел, что в соответствие с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521 к работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал. Таким образом, должность "старший мастер производственного обучения" наряду с должностью "мастер производственного обучения" отнесена к педагогическим, а не руководящим работникам. Должность "старший мастер" в этом документе не упомянута.
Исходя из Единых квалификационных справочников и должностных инструкций, представленных в материалы дела, "мастер производственного обучения" проводит практическую работу, занятия, связанные с профессиональным производством, тогда как "старший мастер" руководит практическими занятиями, контролирует уровень выполнения практических работ. При этом каких-либо отдельных обязанностей для "старшего мастера производственного обучения" не предусмотрено. Должности "старший мастер" и "мастер производственного обучения" тождественны, схожи по должностным обязанностям. Отличительным является только факт возложения на "старшего мастера" руководящих, контролирующих функций. Характер работы в указанных должностях у истца не менялся, он осуществлял педагогическую деятельность, впоследствии добавились лишь контролирующие функции.
Суд также неверно установилобстоятельства невыполнения в период времени с 01.09.2000 нормы часов педагогической работы, тогда как на указанные основания отказа в назначении трудовой пенсии ответчик никогда не ссылался. Указанные обстоятельства суд на обсуждение не ставил. Вывод суда в указанной части не основан на законе.
Кроме того, применяя п.14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, которыми предусмотрено, что работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет, суд не учел, что в данном случае речь идет об образовательных учебных заведениях среднего профессионального образования, тогда как до 28.07.2015 истец осуществлял деятельность в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования и лишь с 29.07.2015 стал осуществлять деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Таким образом, на деятельность истца до 28.07.2015 указанные Правила не распространяются. Суд должен был включить в специальный стаж в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период работы с 16.08.1995 по 19.05.2011 (по день, когда истец перестал выполнять именно педагогическую деятельность), что составляет 15 лет 9 месяцев 2 дня стажа. С учетом ранее учтенного пенсионным органом специального стажа (11 лет 4 месяца 29 дней) общий стаж составит 27 лет 1 месяц 1 день, при необходимом 25-ти летнем стаже.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" не согласившись с решением суда, просит его отменить, отказав истцу в иске в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что включенные судом периоды работы истца не могут быть включены в педагогический стаж, в связи с тем, что наименование должности "старший мастер" Списками профессий, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено. Действительно в спорный период времени истец осуществлял педагогическую деятельность, однако закон предусматривает право на досрочную пенсию не за всеми работниками, занимающимися педагогической деятельностью. В том случае, если занимаемая должность или выполняемая работа не соответствуют принятым Правительством Списком или Правилам, право на получение пенсии не возникает, хотя гражданин мог всю свою трудовую жизнь заниматься педагогической деятельностью. Указанным правом обладают только те работники в данной сфере, деятельность которых связана с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда. Право утверждать такие Списки имеет только Правительство Российской Федерации. Ни один из Списков: N1397 от 17.12.1959, N463 от 06.09.1991, N1064 от 22.09.1999, N781 от 29.10.2002 такого наименования должности - "старший мастер производственного обучения", не предусматривает. Суд первой инстанции допустил расширительное толкование Списков профессий, что является недопустимым.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Еркина Т.О. на доводах апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе настаивала, просила в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать, решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно трудовой книжки истца П. работал: с 15.08.1983 по 01.09.1984 в должности воспитателя в детском доме N3 Бийского горОНО; с 27.08.1984 по 17.08.1994, с 20.03.1995 по 15.08.1995 - в должности мастера производственного обучения в Бийском городском профтехучилище N4 г. Бийска. С 16.08.1995 по настоящее время - в должности старшего мастера Бийского ПУ-34 (с 22.06.2001 - ГОУ ПУ N34, с 01.02.2002 - ГОУ НПО ПУ N34, с 24.03.2005 - КГОУ НПО ПУ N34, с 19.05.2011 - КГБОУ НПО N34, с 10.07.2015 реорганизовано путем присоединения к КГБПОУ "Бийский государственный колледж").
В стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитаны периоды: с 15.08.1983 по 01.09.1984 в должности воспитателя в детском доме N3 Бийского горОНО; с 02.09.1984 по 17.08.1994, с 20.03.1995 по 15.08.1995 - в качестве мастера производственного обучения в Бийском городском профтехучилище N4 г. Бийска.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе от 22.01.2018 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. По представленным документам, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил 11 лет 04 месяца 29 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, пенсионный орган не засчитал следующие периоды работы:
с 16.08.1995 по 24.09.1995; с 27.09.1995 по 02.10.1995; с 05.10.1995 по 16.12.1995, с 24.12.1995 по 30.06.2015 - в качестве старшего мастера в "Бийском профессиональном училище N 34" (с 22.06.2001 ГОУ ПУ N 34, с 01.02.2002-ГОУ НПО ПУ N 34, с 24.03.2005-КГОУ НПО ПУ N 34, с 19.05.2011-КГБОУ НПО ПУ N 34, с 10.07.2015 реорганизовано путем присоединения к КГБПОУ "Бийский государственный колледж"), так как наименование должности не предусмотрено Списками. Специальный стаж (после даты регистрации 02.12.1998) сведениями персонифицированного учета не подтвержден);
с 29.07.2015 по 31.12.2016 - в качестве старшего мастера в КГБПОУ "Бийском государственном колледже", так как наименование должности и тип учреждения не предусмотрены списками. Специальный стаж сведениями персонифицированного учета не подтвержден;
с 29.07.2015 по 31.12.2016 - в качестве старшего мастера в КГБПОУ "Бийском государственном колледже", так как наименование должности и тип учреждения не предусмотрены Списками. Специальный стаж сведениями персонифицированного учета не подтвержден;
с 25.09.1995 по 26.09.1995, с 03.10.1995 по 04.10.1995 - командировки в период работы в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34 согласно справке от 30.08.2017 N 1095;
с 17.12.1995 по 23.12.1995 - курсы повышения квалификации в период работы в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34 согласно справке от 30.08.2017 N 1095;
с 01.07.2015 по 28.07.2015 - в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34, так как данный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета. Данный период не засчитан и в страховой стаж.
Продолжительность страхового стажа установлена 38 лет 01 месяц 07 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент 91,261.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования П. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов его работы в должности старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34, суд первой инстанции на основании анализа представленных в материалы дела должностных инструкций "мастера производственного обучения" и "старшего мастера" применительно к требованиям, содержащимся в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей работников образования", с учетом положений Постановления Правительства РФ от 28.08.2014 N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости", пришел к выводу о тождественности функций (должностных обязанностей с добавлением контролирующих функций), выполняемых истцом по должности "старшего мастера", функциям "мастера производственного обучения", должность которого предусмотрена пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Суд первой инстанции также удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов его нахождения на курсах повышения квалификации и командировках, сославшись на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы. В специальный стаж истца был включен период работы в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище N 34 с 16.08.1995 по 24.09.1995 года, с 25.09.1995 по 26.09.1995,с 27.09.1995 по 02.10.1995, с 03.10.1995 по 04.10.1995, с 05.10.1995 по 16.12.1995, с 17.12.1995 по 23.12.1995, с 24.12.1995 по 31.08.2000.
При этом в дополнительном решении суд указал на то, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по предоставлению в отношении истца индивидуальных сведений персонифицированного учета ввиду отсутствия вины работника в этом не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.
Дополнительное решение сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, относительно включения в специальный стаж истца периодов работы, указанных в резолютивной части решения суда, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В нарушение указанных положений закона, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску П. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ неправильно применили к спорным отношениям эти нормативные положения, устанавливающие возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости только тем лицам, которые осуществляли педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей.
Юридически значимым обстоятельством для данного дела являлся факт установления времени (стажа) работы истца в должностях и учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в силу этого оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Удовлетворяя требования П. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов его работы в должности "старший мастер", суд не принял во внимание, что в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности учреждения начального профессионального образования (училища всех видов и наименований) предусмотрена должность "мастер производственного обучения", при этом такая должность как "старший мастер" (как указано в трудовой книжке истца) здесь не поименована.
Не поименована такая должность и в разделе "Наименование должностей" Списка N 463, в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 1067.
Таким образом, суд при разрешении исковых требований П. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периодов его работы в должностях "мастер производственного обучения" и "старший мастер", включая периоды нахождения в это время на курсах повышения квалификации, допущено расширительное толкование норм, содержащихся в Списке N 781, Списке N 463 и Списке N 1067, что повлияло на правильность выводов суда о наличии у П. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Принимая данное решение суд установилтождественность должностей, однако данный вывод не основан на нормах закона, поскольку в силу положений ч. 2 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Суд, являясь правоприменительным органом, не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
Должность истца - "старший мастер", была указана правильно (каких-либо изменений в приказ о назначении П. не вносилось, факт назначения на конкретную должность истцом не оспаривался) и именно в указанной должности он выполнял свои профессиональные обязанности. При этом, законодатель предоставил право на досрочную пенсию лишь тем работникам, которые работают на определенных должностях и в определенных учреждениях, списки которых определяются и утверждаются Правительством Российской Федерации и расширенному толкованию не подлежат.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, и вступившим в действие с 01.01.1996, предусмотрена должность "мастер производственного обучения". Данная должность включена в Список N 781.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 принят Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, которым предусмотрена профессия "мастер производственного обучения"; аналогичная должность содержалась и в действовавшем до 31.12.1995 Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016.
Должность "старший мастер" наряду с существовавшей ранее должностью "мастер производственного обучения" была утверждена Приказом Минрегиона РФ от 29.08.2008 N 150 "Об утверждении перечня должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.09.2008 N 12227), а в последующем относящаяся к категории должностей "руководителей" (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)), была связана с осуществлением руководящих функций.
Ранее, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, было предусмотрено, что применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Данных обстоятельств в судебном заседании не установлено. Из пояснений свидетелей в суде первой инстанции установлено, что в функции истца, как старшего входило также контроль и руководство за педагогическим составом преподавателей.
Кроме того, исходя из установленных в деле обстоятельств должность истца не была связана с выполнением процесса производственного обучения. Согласно трудовой книжки П. с ДД.ММ.ГГ занимал должность "старшего мастера", а не "старшего мастера производственного обучения", как указано им в жалобе.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что должности "старшего мастера" и "мастера производственного обучения" являются различными, не идентичными, не тождественными, что отражено также в вышеназванных классификаторах. Для каждой из этих должностей в Едином квалификационном справочнике предусмотрены свои должностные обязанности. Должности "старшего мастера", "мастера производственного обучения" и соответствующие им должностные обязанности определены независимо друг от друга и не совпадают.
Таким образом, вывод суда о тождественности занимаемой в спорные периоды П. должностей "старшего мастера", и "мастера производственного обучения" не основан на нормах закона, регулирующих спорные отношения. Решение суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене с вынесением нового, об отказе в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы истца у судебной коллегии не имеется. Доводы жалобы ответчика судебная коллегия полагает обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части удовлетворения исковых требований о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы П. с 16.08.1995 по 24.09.1995, с 25.09.1995 по 26.09.1995,с 27.09.1995 по 02.10.1995, с 03.10.1995 по 04.10.1995, с 05.10.1995 по 16.12.1995, с 17.12.1995 по 23.12.1995, с 24.12.1995 по 31.08.2000 в качестве старшего мастера в Бийском профессиональном училище ***, отменить, принять в указанной части новое решение, которым исковые требования П. оставить без удовлетворения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы истца П. - отказать.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.