Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сабирова ФИО9 на постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 октября 2018 года, которым
индивидуальный предприниматель Сабиров ФИО10 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установила:
07 сентября 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее Управление) ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Сабирова Ф.М. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении направлено в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, судьей которого принято вышеприведенное постановление.
Сабиров Ф.М. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просит судебный акт отменить. В обоснование указывает, что судом при вынесении решения неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, неправильно применены нормы материального права, его вина во вменяемом деянии отсутствует.
Сабиров Ф.М. и его защитник Бикбаева Э.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представители Управления в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела по жалобе извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российском Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 13 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ, объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
Как установлено статьей 7 Федерального закона N 73-ФЗ, гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьями 33, 41-44, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) закреплены принципы неизменности облика объектов культурного наследия.
В соответствии с требованием пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в частности:
осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов
культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного
наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 73-ФЗ проводятся на основании статьи 45 Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с п. 6 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ к проведению работ сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, на основании служебной записки начальника отдела сохранения и учёта объектов культурного наследия Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО5 от 03 июля 2018 года и мотивированного представления и.о. начальника отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО6 от 17 июля 2018 года по факту наличия современной обшивки (металлического сайдинга) на фасадной плоскости угловой части здания - объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом Усадьбы Козловых с хозяйственным блоком" (далее - Объект), расположенного по адресу: адрес, на основании задания N... от дата организована внеплановая документарная проверка индивидуального предпринимателя Сабирова Ф.М.
Согласно акту осмотра от 12 июля 2018 года, составленному в ходе мероприятий по контролю за состоянием Объекта установлено, что фасады (стены) угловой части здания главного дома, где располагается магазин "Хозтовары" (ИП ФИО1) обшиты белым сайдингом, нижняя часть которого обшита красным кирпичом до уровня нижних частей окон, изменена форма расстекловки окон. Также, на фасаде, относящемся к этому магазину, в указанном Объекте, со стороны адрес, установлен 1 блок кондиционера.
Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Республики Башкортостан от 19 января 2016 года N... (зарегистрирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции 12 февраля 2016 года рег. N... ). Этим же приказом утверждены границы его территории и предмет охраны. Ранее Объект был в перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 14 марта 2016 года N... -р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером N...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N... от 03 октября 2017 года "Об утверждении границ зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом Усадьбы Козловых с хозяйственным блоком", расположенного по адресу: адрес, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны" у Объекта установлены охранная зона и зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от 24 октября 2016 года N... в приказ Министерства культуры Республики Башкортостан от 19 января 2016 года N... внесены изменения, а именно: уточнены сведения о границах территории Объекта и определены требования к осуществлению деятельности в границах территории Объекта.
На Объект оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения "Главный дом Усадьбы Козловых с хозяйственным блоком", расположенного по адресу: адрес, утвержденное приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан N... от дата. Ограничение (обременение) права зарегистрированы Управлением Росреестра по Республике Башкортостан дата.
Установлено, что в соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.07.2018 года N... правообладателем нежилого помещения, площадью 50,5 кв. м, номера на поэтажном плане: 1,2,3, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер объекта: N... где располагается магазин "Хозтовары" является Сабиров Ф.М. (собственность, N... от дата). Предпринимательскую и хозяйственную деятельность на данном Объекте осуществляет индивидуальный предприниматель Сабиров Ф.М. ИНН: N... ОГРНИП: N... ). Магазин "Хозтовары" принадлежит собственнику помещения - Сабирову Ф.М.
Факт обшивки индивидуальным предпринимателем Сабировым Ф.М. части фасада дома сайдингом, изменение формы расстекловки окон, размещение на главном (северном) фасаде по адрес кондиционера - изменяет (искажает) облик данного Объекта, не способствуют сохранению и популяризации объекта культурного наследия, чем существенно нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Документы, подтверждающие согласование с госорганом по охране объектов культурного наследия проведенных работ по обшивке сайдингом Объекта и установке кондиционера на Объекте, не имеются.
Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан разрешение на проведение каких-либо работ на данном Объекте не выдавалось и проведение каких-либо работ не согласовывалось.
Исходя из вышеизложенного, индивидуальным предпринимателем Сабировым Ф.М. нарушены требования пункта 1 статьи 33, пунктов 1, 6 статьи 45, пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Таким образом, в действиях и бездействиях индивидуального предпринимателя Сабирова Ф.М. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, то есть нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По факту выявленных нарушений 07 сентября 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля Управления ФИО11 в отношении индивидуального предпринимателя Сабирова Ф.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и вина Сабирова Ф.М. в его совершении подтверждаются совокупностью следующих доказательств: приказом Управления от дата N... с сопроводительным письмом, квитанцией и отчетом об отслеживании отправления (л.д.30-36); актом проверки индивидуального предпринимателя от дата N... ВПИП с сопроводительным письмом, квитанцией и отчетом об отслеживании отправления (л.д.37-44); служебной запиской начальника отдела сохранения и учёта объектов культурного наследия Управления ФИО5 от дата (л.д.14); мотивированным представлением и.о. начальника отдела контроля Управления ФИО6 N... от дата (л.д.15-17); заданием Управления N... на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от дата (л.д.18-19); актом осмотра объекта культурного наследия от дата с фототаблицей (л.д.20-29); выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата N... (л.д.45-47); выпиской из ЕГРИП от дата (л.д.48-52); приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от дата N... с приложением (л.д.53-59); приказом Министерства культуры Российской Федерации от дата N... -р с приложением (л.д.60-64); постановлением Правительства Республики Башкортостан N... от дата с приложением (л.д.65-79); Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от дата N... с приложением (л.д.80-85); приказом Управления N... от дата с охранным обязательством (л.д.87-100); объяснением ИП Сабирова Ф.М. от дата (л.д.102-103).
Исследовав и оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и законодательства о сохранении объектов культурного наследия, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Сабирова Ф.М. признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов судьи районного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Административное наказание Сабирову Ф.М. назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о лице, характере совершенного правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Кировского районного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Сабирова ФИО12, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Ивченкова Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.