Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н,
судей Субхангулова А.Н,
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурора Бурзянского района в интересах неопределенного круга лиц к Ассоциации охотников и рыболовов РБ об устранении нарушений законодательства ветеринарии - отказать.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
установила:
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Ассоциации охотников и рыболовов РБ об устранении нарушений законодательства ветеринарии.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Бурзянского района Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения требований законодательства об охоте в Ассоциации охотников и рыболовов Республики Башкортостан. 27 октября 2011 года между Министерством природопользования и экологии РБ и Региональной общественной организацией "Ассоциация охотников и рыболов лесного хозяйства РБ" заключено охотхозяйственное соглашение N 038, по которому ответчик - охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание охотничьей инфраструктуры. Прокурорской проверкой установлено, что в нарушении законодательства о ветеринарии в охотничьем хозяйстве отсутствуют специализированные оборудованные места для разделки и обработки диких животных, а также организации утилизации биологических отходов. Проверкой установлено, что за 2016 г, 2017 г. утверждены планы биотехнической мероприятий. При этом в ходе проверочных мероприятий финансовых документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных мероприятий, не представлено.
План не содержит мероприятия по предотвращению болезней охотничьих ресурсов, профилактику и лечение инвазионных, инфекционных, эктопаразитарных заболеваний. Работа по регулированию численности объектов животного мира, влияющих на сокращение численности охотничьих ресурсов, не налажена. Меры по предотвращению болезней охотничьих ресурсов не принимаются, не представлены подтверждающие документы об отстреле диких плотоядных животных, лисы, волки, бродячие кошки и собаки. Не проведены запланированные мероприятия в 2017 г, 2016 г. по устройству галечников для глухарей и тетеревов.
В связи с чем, истец просил обязать ответчика оборудовать специализированным местом разделки и обработки добытых диких животных и организовать утилизацию биологических отходов, обязать ответчика провести запланированные мероприятия в 2017 г, 2016 г. по устройству галечников для глухарей и тетеревов в полном объеме, а именно на территории охотхозяйства в Бурзянском районе обустроить 94 галечников для глухарей и тетеревов, обязать ответчика провести работы по регулированию численности объектов животного мира, влияющих на сокращение численности охотничьих ресурсов.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе прокурор просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с которыми заключены охотхозяйственные соглашения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурора Региональная общественная организация "Ассоциация охотников и рыболов Республики Башкортостан" просит решение суда оставить без изменения, указывает на то, что ответчик не является владельцем животных.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.167 ГПК Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Региональной общественной организацией "Ассоциация охотников и рыболов Республики Башкортостан" судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о ветеринарии в Ассоциации охотников и рыболовов Республики Башкортостан, в ходе которой установлено, что между Министерством природопользования и экологии РБ и Региональной общественной организацией "Ассоциация охотников и рыболов Республики Башкортостан" заключено охотхозяйственное соглашение от 27 октября 2011 года N 038.
По указанному соглашению одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание охотничьей инфраструктуры а также обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона Администрация обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящего соглашению.
Как следует из акта проверки соблюдения требований законодательства об охоте от 11 августа 2017 года установлено, что за 2016, 2017 г.г. утверждены планы биотехнических мероприятий.
При этом в ходе проверочных мероприятий, подтверждающих финансовых документов о выполнении вышеуказанных мероприятий не представлено. План не содержит мероприятия по предотвращению болезней охотничьих ресурсов, профилактику и лечение инвазионных, инфекционных, эктопаразитарных заболеваний. Работа по регулированию численности объектов животного мира, влияющих на сокращение численности охотничьих ресурсов, не налажена. Меры по предотвращению болезней охотничьих ресурсов не принимаются, не представлены подтверждающие документы об отстреле диких плотоядных животных, лисы, волки, бродячие кошки и собаки. Не проведены запланированные мероприятия в 2017 г, 2016 г. по устройству галечников для глухарей и тетеревов.
Прокурором Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц завялены требования об устранении данных недостатков.
Разрешая спор, суд признал требования прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан необоснованными и отказал в их удовлетворении.
При этом указал, что охотопользователь согласно законодательству о животном мире и об охоте не является собственником (владельцем) охотничьих ресурсов и не занимается заготовкой и переработкой продуктов сырья животного происхождения и поэтому к нему не относятся требования по сбору, утилизации, уничтожению биологических отходов, предполагающие устройство мест разделки и обработки диких животных.
Судебная коллегия признает выводы суда в указанной части ошибочными, направленными на неверное токование норм права, а доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание.
Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Пунктом 1.4 Приказа Минприроды России от 10 ноября 2010 года N491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней" в перечне мероприятий предусмотрен контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Положениями ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" установлено, что владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Согласно пункту 1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (далее - Правила) они являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с требованиями Правил, трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, относятся к биологическим отходам (пункт 1.2); биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими Правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах (пункт 1.5); уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается (пункт 1.7).
Согласно условиям охотохозяйственного соглашения от 26 октября 2011 года N 038, заключенного между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (администрация) и Региональной общественной организацией "Ассоциация охотников и рыболов лесного хозяйства РБ" (охотопользователь), охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание охотничьей инфраструктуры, а также обеспечивать внутрихозяйственное обустройство, а администрация предоставляет право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению.
В силу п. 8.2 названного соглашения ответчик принял на себя обязательства проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в соответствии с условиями и требованиями, утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан; проводить мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях.
При этом в соответствии с п. 8.1 соглашения охотопользователь вправе вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции и производство изделий из продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов охоты.
Таким образом, исходя из анализа условий охотохозяйственного соглашения от 26 октября 2011 года N 038, охотопользователь имеет право на осуществление разрешенных видов охоты и получение продукции с последующей переработкой, производством изделий, а также ведение подсобного хозяйства, соответственно приобретает статус владельцев животных и производителей продуктов животноводства.
Поскольку законодательное определение охоты включает первичную переработку и транспортировку охотничьих ресурсов, на ответчика распространяется как ст. 18 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", так и Ветеринарные правила.
В силу ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" в Перечень включены ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия, которые обязаны проводить организации в целях защиты охотничьих ресурсов от болезней, к которым пунктом 1.4 отнесен контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Из ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" следует, что защита охотничьих ресурсов от болезней проводится не только путем проведения предписанных Перечнем мероприятий по контролю, но и иных мероприятий, предусмотренных как данным федеральным законом, так и законодательством Российской Федерации о ветеринарии. Поэтому данный Перечень не является исчерпывающим, а лишь входит в общий комплекс мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, недопущению распространения возбудителей заразных болезней животных на территориях охотничьих угодий, в том числе обеспечивающих мероприятий, таких как проведение охотхозяйственного устройства.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства у Ассоциации охотников и рыболов Республики Башкортостан на территории охотхозяйства расположенном в Бурзянском районе Республики Башкортостан отсутствуют специализированное место разделки и обработки добытых диких животных и организации утилизации биологических отходов, возникающее в связи с правомочиями ответчика по ведению подсобного хозяйства, включая переработку продукции и производство изделий из продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов охоты.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении иска прокурора к Региональной общественной организации Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан о возложении обязанности оборудовать специализированным местом разделки и обработки добытых диких животных и организации утилизации биологических отходов подлежит отмене, с принятием нового решения о возложении такой обязанности в границах охотничьего угодья, определенного охотхозяйсвтенным соглашением от 26 октября 2011 года N038.
При этом судебная коллегия отмечает, что указанные меры имеют профилактический характер, не требуют существования фактически болезней охотничьих ресурсов, направлены на предотвращение угрозы возникновения и распространения таких болезней при реализации ответчиком своих прав по охотхозяйсвтенному соглашению.
То же решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения, поскольку доводы апелляционной жалобы в оставльной части отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении иска прокурора к Региональной общественной организации Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан о возложении обязанности оборудовать специализированным местом разделки и обработки добытых диких животных и организации утилизации биологических отходов.
В отменной части принять новое решение, которым обязать Региональную общественную организацию Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан оборудовать специализированным местом разделки и обработки добытых диких животных и организации утилизации биологических отходов в границах охотничьего угодья, определенного охотхозяйсвтенным соглашением от 26 октября 2011 года N038.
То же решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи А.Н. Субхангулов
Р.Ф. Фахретдинова
Справочно: судья Ронжина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.