ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 19 декабря 2018 года
Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 04 декабря 2018 года) жалобу защитника Талипова Х.Н. Тагирова А.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Талипова Х.Н,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2015 года Талипов Х.Н. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В порядке ст. 30.1 КоАП РФ вышеуказанный судебный акт не обжаловался.
Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, защитник Талипова Х.Н. Тагиров А.В. обжалует его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит изменить ввиду незаконности и необоснованности, исключить административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Проверив материалы дела, доводы заявителя, прихожу к следующему.
В силу положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из п. 2 ст. 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
В ходе рассмотрения дела судьей Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан установлено, что 20 мая 2015 года в отношении гражданина Республики... Талипова Х.Н. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому он прибыл на территорию Российской Федерации 27 июня 2014 года, встал на миграционный учет по адресу:... сроком до 09 августа 2014 года, после окончания срока действия миграционного учета уклонился от выезда с территории России, нарушив требования ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, иностранный гражданин выявлен 20 мая 2015 года (л.д. 3).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Талипова Х.Н. к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Признавая Талипова Х.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судья указал на нарушение им правил миграционного учета передвижения, порядка выбора места пребывания на территории Российской Федерации.
Между тем нарушение правил миграционного учета передвижения, порядка выбора места пребывания на территории Российской Федерации объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, не образует.
В обоснование вывода о виновности Талипова Х.Н. судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении, рапорт инспектора ОУФМС России по РБ, данные ППО "Территория", "Мигрант".
При этом имеющиеся в материалах дела распечатки из базы данных органа миграционного контроля (л.д. 5 - 7, 8) должностным лицом административного органа не подписаны, печатью не заверены.
Кроме того, из данных распечаток следует, что Талипов Х.Н. въехал в Россию 02 февраля 2014 года, выехал - 11 мая 2014 года; сведения о въезде в страну 27 июня 2014 года (что следует из протокола об административном правонарушении) отсутствуют. Также в распечатке имеется отметка о том, что с 27 июня 2014 года по 09 августа 2014 года Талипов Х.Н. был зарегистрирован по месту пребывания: адрес), 06 августа 2014 года выехал из России, 27 августа 2014 года въехал в страну, ему была выдана миграционная карта.
Имеющимся в материалах дела (сведениях миграционного учета и протоколе об административном правонарушении) противоречиям относительно обстоятельств и сроков въезда Талипова Х.Н. в Российскую Федерацию и выезда из нее в период с 27 июня 2014 года по 20 мая 2015 года (срок, указанный в протоколе об административном правонарушении) судьей Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан оценка не дана, не уточнен период фактического пребывания иностранного гражданина в России, не определен срок, по истечении которого он должен был выехать из страны в соответствии с положениями ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Таким образом, вывод судьи о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является преждевременным. Рассмотрение дела не отвечает требованиям ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, задачи производства по делу об административном правонарушении судьей не выполнены, обстоятельства, на основании которых постановлен оспариваемый судебный акт, не доказан, что является существенным процессуальным нарушением.
При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Талипова Х.Н. подлежат отмене.
Принимая во внимание, что на день рассмотрения настоящей жалобы в Верховном Суде Республики Башкортостан срок давности привлечения Талипова Х.Н. к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек, возвращение дела судье районного суда для устранения допущенного нарушения и нового рассмотрения невозможен. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено судебное постановление по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Талипова Х.Н. Тагирова А.В. удовлетворить.
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Талипова Х.Н. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено судебное постановление по делу.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
Председателя Верховного Суда
Республики Башкортостан Р. Х. Юлдашев
Справка:
судья районного суда Сунгатуллин А.Ю.
N 44а-2561/18
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.