Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Богатыревой Л.А,
с участием административного истца Еримеевой А.Р, представителя административного ответчика Федорова Д.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 октября 2018 года по делу по административному иску Еримеевой Альбины Руслановны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Еримеева А.Р. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый участок находится на территории, сформированной для объектов предпринимательства, не соответствует ограничениям по линии градостроительного урегулирования (красные линии). Считает данное решение незаконным, нарушающим права её многодетной семьи. Просила признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 20.07.2018 и обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу:...
Судом по делу вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с данным решением, административный истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указав при этом, что судом первой инстанции была неверная оценка обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 24.1 Земельного Кодекса Республики Саха (Якутия) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам РФ, имеющим трех и более детей, в собственность или аренду (по их выбору) для ведения личного подсобного хозяйства, сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
Еримеева А.Р. обратилась в Окружную Администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления как многодетной семье под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу:...
20 июля 2018 года Департамент имущественных и земельных отношений письменно уведомил об отказе в согласовании предоставления указанного земельного участка. В качестве обоснования принятого органом местного самоуправления решения указано о расположении испрашиваемого участка на территории, сформированной для объекта предпринимательства, и несоответствии ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Отказывая в удовлетворении требований Еримеевой А.Р, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик правомерно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не соответствующего ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Судебная коллегия с указанными в решении выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют подлежащему применению закону и установленным по делу обстоятельствам.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу п. 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, в частности, если указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6).
Поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, и предоставление его в собственность не допускается, правовые основания для предоставления административному истцу земельного участка в собственность отсутствуют.
В соответствии с ч. 8 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку обжалуемое решение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок его принятия не нарушен, при этом совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует, постановленное судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 октября 2018 года по делу по административному иску Еримеевой Альбины Руслановны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи З.С. Дьяконова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.