Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев жалобу лица, привлекаемого к ответственности, на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия),
установил:
Постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (далее - ЯМО ИОВИП УФССП по РС (Я) от 27 августа 2018 года Министерство здравоохранения РС (Я) (далее - Минздрав РС (Я) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Якутского городского суда от 06 ноября 2018 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Министерство здравоохранения РС (Я) ставит вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица, а также прекращении производства по делу в виду малозначительности правонарушения, указывая о том, что работа по привлечению дополнительных средств для исполнения судебного решения ведется, что пациентке назначенная медицинская помощь оказывалась и оказывается в полном объеме.
Изучив материалы административного дела, заслушав участников производства по делу, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов данного дела видно, что 09 августа 2018 года на основании исполнительного листа серии ФС N... об обязании Министерство здравоохранения РС (Я) бесплатно обеспечить К.П.Ю, _______ года рождения, лечебными препаратами *** для внутреннего введения и ***, производства ***. антибактериальный ингаляционный препарат, регулярно и в полном соответствии назначением консилиума ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" от _______ по медицинским (жизненным) показаниям до отмены препарата судебным приставом-исполнителем Якутского отдела УФССП по РС (Я) возбуждено исполнительное производство N... -ИП.
15.08.2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и выставлено новое требование о немедленном исполнении решения суда, поскольку должник в установленный срок требования исполнительного документа добровольно не исполнил.
23.08.2018 в отношении должника - Министерства здравоохранения РС (Я) - судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, на основании которого должностным лицом УФССП по РС (Я) вынесено приведенное выше постановление о привлечении к административной ответственности.
Оставляя без изменения постановление должностного лица административного органа, судья исходил из доказанности неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. При этом в решении указал, что Министерство здравоохранения РС (Я) должен был предпринять все зависящие от него меры по исполнению судебного акта в полном объеме и в разумный срок.
Между тем оснований, достаточных для привлечения должника к административной ответственности, по настоящему делу не имелось.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела в данном случае не выполнены.
Санкция части 1 статьи 17.15 КоАП РФ относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Под требованиями не имущественного характера понимаются предписания, которые обязывают должника совершить определенные действия, не связанные с передачей денежных средств или иного имущества, либо воздержаться от их совершения.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу и подлежащим немедленному исполнению решением суда от 07 августа 2018 г. на Министерство здравоохранения РС (Я) возложена обязанность по бесплатному обеспечению К.П.Ю. лекарственными препаратами.
В данном случае должник должен обеспечить пациента по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными в Российской Федерации. Следует учесть, что Министерство здравоохранения РС (Я) не является лечебным учреждением и учреждением, распространяющим лекарственные средства: будучи органом государственной власти оно обладает полномочиями при наличии соответствующего разрешения и дополнительного финансирования на приобретение за пределами Российской Федерации и ввоз на территорию РФ конкретной партии лекарственных препаратов.
К.П.Ю. в период с 13 июля по _______ получала медицинскую помощь в стационарных условиях в РБ N... - НЦМ и в... ной больнице, в выписных эпикризах лечебных учреждений отражены наименования примененных лекарственных препаратов, в т.ч. указанных в решении суда.
В целях исполнения судебного решения Министерством здравоохранения РС (Я) 10.08.2018 г. было издано распоряжение N... "О постоянном обеспечении лекарственными препаратами К.П.Ю.", за счет средств республиканского бюджета, выделенных для обеспечения детей малообеспеченных семей, на сумму 986 000 руб. был приобретен Колистиметат натрия (Колистифлекс), который был использован в ходе стационарного лечения К.П.Ю. в Ленской ЦРБ. Также пациент обеспечен данным препаратом в ингаляционной форме, принимаемым при амбулаторном лечении. В адрес Министерства финансов РС (Я) 26 июля 2018 года, т.е. до принятия судом решения, было направлено письмо об оказании адресной льготной лекарственной помощи. Также 30 августа 2018 года было направлено обращение в Министерство здравоохранения РФ. В настоящее время дополнительные бюджетные ассигнования для приобретения назначенных лекарственных препаратов выделены.
Учитывая характер исполнения, компетенцию и статус должника в рамках принимаемых мер, действия должника по исполнению судебного решения подлежали оценке применительно к положениям ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за виновное неисполнение требований исполнительного документа.
При указанных выше обстоятельствах выводы должностного лица и судьи о наличии в действия Министерства здравоохранения РС (Я) умысла на неисполнение в установленные сроки решения суда и вины в совершении вменяемого административного правонарушения являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении, в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, оно является основанием для прекращения производства по делу.
При указанных обстоятельствах решение судьи, а также постановление должностного лица УФССП по РС (Я) нельзя признать законными, указанные акты подлежат отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7- 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Якутского межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2018 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения РС (Я) отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.