Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе представителя Квасовой Ксении Юрьевны - Гиниятуллина Айдара Хамадияровича на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 12 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Квасовой Ксении Юрьевны к Муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛА:
Квасова К.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Главы администрации Авиастроительного района города Казани от22 января 2010 года N20р об исключении ее из списка очередников по улучшению жилищных условий и возложении на Муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани") и ИК МО города Казани обязанности восстановить в списке с даты первоначальной постановки на учет.
В обоснование требований указала, что решением исполкома Кировского района Совета народных депутатов N547 от 2 сентября 1985 года семья Квасовой К.Ю. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 1988 году их учетное дело было передано в Исполком Авиастроительного района города Казани по месту их проживания в "адрес".
В 1994 году Квасова К.Ю. признана инвалидом детства, и сведения об этом предоставлены ее матерью Квасовой Л.Ю. в 1995 году в квартирное бюро при Исполкоме Ленинского района города Казани, на основании которых Квасова Л.Ю. была принята на учет по обеспечению жилой площадью с учетным номером N3407.
В августе 2001 года родители и сестра административного истца переехали на другое место жительства, 1 августа 2006 года у Квасовой К.Ю. родилась дочь, в отношении которой она является одинокой матерью, и с которой продолжают проживать в "адрес".
14 ноября 2017 года Квасова К.Ю. обратилась в отдел жилищной политики МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" с заявлением о предоставлении информации о состоянии ее очередности на улучшение жилищных условий.
Письмом от 15 января 2018 года МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" сообщило о том, что распоряжением Главы администрации Авиастроительного района города Казани N20р от 22 января 2010 года Квасова К.Ю. исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сослалось на то, что не является правопреемником администрации Авиастроительного района города Казани, которая была ликвидирована в 2010 году.
Квасова К.Ю. считала распоряжение незаконным, поскольку у уполномоченного органа не было предусмотренных законом оснований для снятия ее с учета.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель Квасовой К.Ю. - Гиниятуллин А.Х. просит об отмене решения, не соглашаясь с выводом суда о пропуске Квасовой К.Ю. срока на обращение в суд и повторяя доводы административного искового заявления.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации Ленинского района города Казани N212 от 22 февраля 1995 года семья Квасовых, проживающая в "адрес", площадью 29,90 квадратных метров, принята на учет по обеспечению жилой площадью с учетным номером N3407. С 1994 года Квасова К.Ю. являлась ребенком-инвалидом.
14 ноября 2017 года Квасова К.Ю. обратилась в отдел жилищной политики МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" с заявлением о предоставлении информации о состоянии ее очередности на улучшение жилищных условий.
Письмом от 15 января 2018 года МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" сообщило о том, что распоряжением Главы администрации Авиастроительного района города Казани N20р от 22 января 2010 года Квасова К.Ю. исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из указанного распоряжения, Квасова К.Ю, проживающая в "адрес", исключена из списка очередников по улучшению жилищных условий на основании подпунктов 2 и 4 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из указанных нормативных положений, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд первой инстанции, не установив наличие основания для снятия Квасовой Л.Ю. с учета, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что она перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена ее семьи в настоящее время составляет 14,95 кв.м.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета только по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, Квасова К.Ю, являющаяся на тот момент ребенком-инвалидом и поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, не могла быть снята с этого учета по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в силу прямого указания Федерального закона.
Таким образом, ни одно из приведенных в оспариваемом распоряжении Главы администрации Авиастроительного района города Казани N20р от 22 января 2010 года оснований нельзя признать соответствующими закону, и следовательно, оно является немотивированным и необоснованным, что, в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет признание его незаконным.
Следует отметить, что суд, рассматривая данное дело в порядке административного судопроизводства и оценивая законность решения органа местного самоуправления, не вправе разрешать вопрос о наличии иных предусмотренных законом оснований утраты Квасовой К.Ю. права на улучшение жилищных условий.
При этом признание незаконным распоряжения Главы администрации Авиастроительного района города Казани N20р от 22 января 2010 года влечет правовое последствие в виде необходимости принятия органом местного самоуправления, к компетенции которого в настоящее время отнесено решение данных вопросов, обоснованного и мотивированного акта, основанного на исследовании всех имеющих значение обстоятельств.
Указание в административном исковом заявлении на способ устранения нарушения прав Квасовой К.Ю. в виде восстановления ее в списке очередников, не может признаваться таковым, поскольку признание оспариваемого решения незаконным является достаточным основанием для восстановления прав лица. Суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения вопросов специальным (компетентным) органом, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 12 сентября 2018 года по данному делу отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным распоряжение Главы администрации Авиастроительного района города Казани от22 января 2010 года N20р в части исключения Квасовой Ксении Юрьевны из списка очередников по улучшению жилищных условий.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.