Дата вступления в законную силу - 25 декабря 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федора Ивана Васильевича на постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 ноября 2018 года N 5-150/2018,
установил:
постановлением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 ноября 2018 года N 5-150/2018 Федор Иван Васильевич привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 595 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Федор И.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит изменить постановление суда от 01 ноября 2018 года, снизив размер назначенного административного штрафа.
Заявитель в жалобе указывает на то, что он вину в совершении вмененного ему административного правонарушения признал, раскаялся, ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался, в связи с чем имеются все основания для снижения штрафа.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав защитника Федора И.В. - Караметова Р.И, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом;
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Статьей 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом
Согласно ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Таможенное декларирование в письменной форме допускается: в отношении товаров для личного пользования; в отношении транспортных средств международной перевозки; в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.
Частью 4 ст. 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенному декларированию подлежат, в том числе, товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
В соответствии с п. 2 Приложения 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес не превышает 50 килограммов.
Согласно ч. 3 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определены решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации". Подпунктом 3.5 и пунктом 4 формы пассажирской таможенной декларации предусмотрена возможность сообщения таможенным органам сведений о товарах, в отношении которых применяются запреты и ограничения.
В силу ч. 6 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
Как следует из материалов дела, 06.06.2018 г. в многосторонний автомобильный пункт пропуска Армянск Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни с целью въезда на таможенную территорию Евразийского экономического союза прибыло транспортное средство марки "OPEL VECTRA", VIN N N, государственный регистрационный номер N, 2006 года выпуска, цвет серый, под управлением гражданина Украины Федора И.В.
До начала таможенного осмотра Федор И.В. никаких сведений о перемещаемом товаре и о том, что ему нужна пассажирская таможенная декларация для письменного декларирования перемещаемого товара, не заявлял.
В целях таможенного контроля должностными лицами таможенного органа было принято решение о направлении вышеуказанного транспортного средства для прохождения таможенного осмотра с использованием ТСТК МИДК HCV-Mobile, где в ходе осмотра и анализа рентгеновского изображения было установлено наличие на снимке в салоне и в багажном отсеке (в ручной клади) изменения интенсивности тени объекта на части рентгеновского изображения тени, схожие с наличием товаров органического происхождения. Товар не указан в предъявленных таможенному органу документах.
С целью идентификации предмета находящегося в зоне нехарактерного затемнения, обозначенной на снимке МИДК, 06.06.2018 г. был проведен таможенный досмотр N 10010012/060618/Ф000194, где были обнаружены не указанные в пассажирской таможенной декларации следующие товары: бумажные рекламные товарные каталоги с описаниями и изображениями мебели и интерьеров - 150 штук, общим весом - 173,5 кг.
Согласно пояснениям Федора И.В. от 07.06.2018 г, он взял данные предметы ранее 06.06.2018 г. у своего друга перед границей на территории Украины и вез их в г. Ялту. Товары он разместил в грузовом отделении и салоне своего транспортного средства "OPEL VECTRA", государственный регистрационный номер N, что их необходимо декларировать, ему не было известно. Товары Федор И.В. не скрывал, вину признал.
Определением СГТИ ОТО и ТК N 3 Красноперекопского т/п ФИО3 от 07.06.2018 г. в отношении Федора И.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и проведено административное расследование.
07.06.2018 г. СГТИ ОТО и ТК N 3 Красноперекопского т/п ФИО3 по делу назначена товароведческая экспертиза, которая поручена эксперту ЭИО N 2 (г. Симферополь) ЭКС ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону.
04.07.2018 г. в адрес и.о. заместителя начальника Крымской таможни поступило заключение эксперта от 26.06.2018 г. N 12406020/0019111, согласно которому средняя рыночная стоимость исследуемых образцов товара, являющихся предметом административного правонарушения (бумажные рекламные товарные каталоги с описаниями и изображениями мебели и интерьеров - 160 штук, общим весом - 173,5 кг) по состоянию на 06.06.2018 г. составила 53730, 00 рублей.
Таким образом, гражданин Украины Федор И.В. в нарушение положений таможенного законодательства не задекларировал ввозимый им товар.
Данные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 05.07.2018 г. N 10010000-331/2018, актом таможенного досмотра от 06.06.2018 г. N 10010012/060618/Ф000194, протоколом изъятия вещей и документов от 07.06.2018 г. N 10010000-331/2018, объяснениями Федора И.В. от 06.06.2018 г. и от 07.06.2018 г, заключением эксперта ЭИО N 2 (Симферополь) ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 26.06.2018 г. N 12406020/0019111, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Федора И.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности Федора И.В. в его совершении.
Вместе с тем, нельзя согласиться с размером назначенного Федору И.В. административного штрафа.
Так, привлекая Федора И.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, суд назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 80 595 рублей без конфискации предметов административного правонарушения. При этом, расчет суммы назначенного административного штрафа судом первой инстанции в обжалуемом постановлении не приведен. Также районным судьей размер назначенного штрафа никак не мотивирован и ничем не обоснован.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при назначении административного наказания в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба.
По смыслу пункта 5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П применение административного наказания не должно повлечь за собой избыточного использования административного принуждения, примененное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности физического лица с целью индивидуализации административной ответственности.
Указанные требования закона судом первой инстанции выполнены не в полном объеме.
Так, согласно заключению эксперта ЭИО N 2 (г. Симферополь) ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону от 26.06.2018 г. N 12406020/0019111, средняя рыночная стоимость исследуемых образцов товара, являющихся предметом административного правонарушения (бумажные рекламные товарные каталоги с описаниями и изображениями мебели и интерьеров - 160 штук, общим весом - 173,5 кг) по состоянию на 06.06.2018 г. составила 53730, 00 рублей.
При таком положении, учитывая отсутствие отягчающих вину Федора И.В. обстоятельств, его личность, имущественное положение, признание вины, полагаю возможным изменить размер назначенного ему административного наказания путем снижения, определив его в виде административного штрафа в размере 1/2 стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 26865, 00 рублей, без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Федора Ивана Васильевича на постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 ноября 2018 года N 5-150/2018 - удовлетворить.
Постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 ноября 2018 года N 5-150/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Федора Ивана Васильевича - изменить в части назначенного наказания.
Назначить Федору Ивану Васильевичу по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа в размере 26 865 (двадцать шесть тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей 00 копеек без конфискации предметов административного правонарушения.
Административный штраф в сумме 26 865 (двадцать шесть тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей 00 копеек подлежит уплате на следующие реквизиты: наименование получателя: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, банк получателя: Операционный департамент Банка России, г. Москва, 701, N счета - 40101810800000002901, БИК 044501002, КБК 153116040000016000140, ОКТМО 45328000, в поле 107 платежного поручения указывать - 10010000. Назначение платежа: 10010000, "уплата штрафа для Крымской таможни по постановлению по делу об административном правонарушении N 10010000-331/2018 в отношении гражданина Федор Ивана Васильевича".
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ст. 20.25 КоАП РФ).
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.