Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Коротченковой Яны Игоревны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 г. N 12-400/2018,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по РК и городу Севастополю, начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 от 12 июля 2018 г. N 05-11/3-059/2018 инженер по охране окружающей среды (эколог) общества с ограниченной ответственностью "Полиграфический центр "Новая Эра" Коротченкова Яна Игоревна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Данное постановление обжаловано Коротченковой Я.И. в судебном порядке.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 г. N 12-400/2018 жалоба Коротченковой Я.И. оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 12 июля 2018 г. N 05-11/3-059/2018 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, Коротченкова Я.И. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление органа от 12 июля 2018 г. и решение суда от 26 октября 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что должностным лицом нарушен порядок привлечения Коротченковой Я.И. к административной ответственности, поскольку последняя не была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, заслушав Коротченкову Я.И. и ее защитника Бобровского А.С, поддержавших доводы жалобы, представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю Ульянкину Ю.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Статья 16.1 указанного выше закона устанавливает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в том числе на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентированы статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды. Так в соответствии с ч. 3 данной статьи плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Правительством РФ утверждаются нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе близка к налогу в том понимании, которое дает системное толкование его легальной дефиниции, приведенной в ст. 8 НК РФ, и иных норм права, касающихся определения размера и порядка перечисления в бюджет вышеназванной платы.
Из материалов дела усматривается, что 26.04.2018 г. N 213-СЗ с приложением, на имя заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю поступила служебная записка из отдела разрешительной деятельности, государственной экологической экспертизы и учета платы за негативное воздействие на окружающую среду Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю о предоставлении перечня субъектов хозяйствования, которые не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и принятия соответствующих мер реагирования в рамках компетенции Управления.
В ходе анализа и обработки полученной информации отделом надзора Центрального и Северо-Западного региона Управления установлено, что ООО "Полиграфический центр "Новая Эра" внесло плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 1475 рублей 49 копеек по итогам 2017 года с нарушением установленных сроков, а именно - 06 марта 2018 г, что подтверждается платежным поручением N 199 от 06.03.2018 г.
Согласно приказу директора ООО "Полиграфический центр "Новая Эра" N 17 от 25.03.2016 г. "О назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами" инженер по охране окружающей среды (эколог) ООО "Полиграфический центр "Новая Эра" Коротченкова Я.И. назначена ответственной, в том числе за осуществление контроля и организации платежей по вопросам охраны окружающей среды и обращения с отходами (экологический сбор, НВОС и пр.)
Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении инженера по охране окружающей среды (эколог) общества с ограниченной ответственностью "Полиграфический центр "Новая Эра" Коротченковой Я.И. 05 июля 2018 г. N 05-11/3-059/2018 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по РК и городу Севастополю, начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 от 12 июля 2018 г. N 05-11/3-059/2018 инженер по охране окружающей среды (эколог) общества с ограниченной ответственностью "Полиграфический центр "Новая Эра" Коротченкова Яна Игоревна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность Коротченковой Я.И. в совершении административного правонарушения подтверждены: служебной запиской с приложением; приказом N 17 от 25.03.2016 г. "О назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами"; должностной инструкцией инженера по охране окружающей среды; объяснительной запиской Коротченковой Я.И. от 05.07.2018 г.; платежным поручением от 06.03.2018 г.; протоколом об административном правонарушении от 05.07.2018 г. N 05-11/3-059/2018.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности Коротченковой Я.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Необоснованными являются доводы жалобы о том, что должностным лицом нарушен порядок привлечения Коротченковой Я.И. к административной ответственности, поскольку последняя не была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, исходя из следующего.
Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 05-11/3-059/2018 по ст. 8.41 КоАП РФ в отношении Коротченковой Я.И. составлен 05 июля 2018 г. в ее отсутствие (л.д. 37-42).
04 июля 2018 г. в 14 час. 41 мин. на адрес электронной почты Коротченковой Я.И. направлено уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ на 05 июля 2018 г. в 15 час. 00 мин. (л.д. 36).
Как указывала сама Коротченкова Я.И. в своей жалобе от 27.07.2018 г, указанное извещение ею было получено 04.07.2018 г. (л.д. 4, 6).
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем, Коротченкова Я.И. не присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении, ходатайств об отложении его составления должностному лицу не подала, в связи с чем, судья правильно признал надлежащим извещение Коротченковой Я.И.
Утверждение в жалобе о том, что извещение от 04.07.2018 г. Коротченковой Я.И. было прочитано только 05.07.2018 г, является голословным, объективно ни чем не подтвержденным и расценивается судом апелляционной инстанции как способ избежать административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ
Порядок и срок привлечения Коротченковой Я.И. к административной ответственности соблюдены.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу Коротченковой Я.И, не усматривается.
Наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ в минимальном размере санкции ст. 8.41 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменений судебного решения и постановления должностного лица не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Коротченковой Яны Игоревны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 г. N 12-400/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 г. N 12-400/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении инженера по охране окружающей среды (эколог) общества с ограниченной ответственностью "Полиграфический центр "Новая Эра" Коротченковой Яны Игоревны - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.