Верховный Суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Юсуповой Л.А-В.,
при секретаре Сидоровой В.В,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стоцкого Петра Владимировича к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым об оспаривании результатов кадастровой стоимости,
установил:
административный истец Стоцкий П.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с вышеуказанным административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка, находящегося по адресу: "адрес", с разрешённым использованием - для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2205 кв.м, с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере 975852 рублей по состоянию на 1 сентября 2016 года.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 4 июля 2018 года N 755-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" утверждены результаты определения кадастровой стоимости, которые подлежат применению для целей исчисления налога на имущество физических лиц. Согласно договору купли-продажи от 16 декабря 2016 года за административным истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с разрешённым использованием - для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2205 кв.м, с кадастровым номером N.
23 июля 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости на основании вышеуказанного распоряжения Совета министров Республики Крым внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определённой по состоянию на 1 сентября 2016 года в размере 1903797 рублей. Указывает, что утверждённая кадастровая стоимость по его земельному участку в несколько раз превышает рыночную, которая согласно отчёту независимого оценщика Друзина Р.В. от 25 сентября 2018 года N 55/2018 составляет 975852 рубля.
Административное исковое заявление определением от 6 ноября 2018 года принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
По делу назначено предварительное судебное заседание для установления фактических обстоятельств, имеющих значение по делу.
Административным истцом Стоцким П.В. и представителем Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г. в Верховный Суд Республики Крым поданы заявления о прекращении производства по делу по основаниям того, что на сегодняшний день предмет спора отсутствует, и права истца не нарушаются, в связи с тем, что 26 ноября 2018 года Советом министров Республики Крым принято распоряжение N 1441-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 4 июля 2018 года N 755-р", которым в целях обеспечения справедливого обложения земельным налогом земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, а также собираемости налога, которым из распоряжения N 755-р исключён пункт 2 о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, а значит, утверждённая кадастровая стоимость с 26 ноября 2018 года применению не подлежит.
Рассмотрев поданные заявления, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в прекращения производства по делу, поскольку имеются основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно абзацу вторым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Как следует из материалов дела распоряжением Совета министров Республики Крым от 4 июля 2018 года N 755-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" утверждены результаты определения кадастровой стоимости, которые подлежат применению для целей исчисления налога на имущество физических лиц.
Однако, дата начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, Советом министров Республики Крым отложена на неопределённый срок путём исключения из распоряжения N 755-р пункта 2 о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 распоряжения Совета министров Республики Крым N 1441-р на главы городских округов, городских и сельских поселений Республики Крым возложена обязанность в срок не позднее 10 декабря 2018 года обеспечить направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов, содержащих сведения о нормативной цене земельных участков, в порядке, установленном Положением о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450.
В силу части 1 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении административному истцу необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
Статья 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязывает административного истца приложить к административному исковому заявлению документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Поскольку административный истец указывает об отсутствии предмета спора, следовательно, отсутствие нарушения его прав, то с учётом вышеприведённых законоположений во взаимосвязи с частью 2 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит, что административное исковое заявление рассмотрению не подлежит.
В соответствии со статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В соответствии с частью 4 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд вправе оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов.
Руководствуясь статьями 138, 194, 196, 198, 199, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
в удовлетворении заявлений о прекращении производства по административному делу N 2а-59/2018 отказать.
Административное исковое заявление Стоцкого Петра Владимировича к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым об оспаривании результатов кадастровой стоимости оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Л.А-В.Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.