Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Харченко И.А.
судей Подлесной И.А, Мотиной И.И.
при секретаре Чирко А.Л.
рассмотрела 05 декабря 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Козачек Ирины Викторовны к ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козачек И.В. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование требований указала, что Козачек И.В. с 24.12.2015 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях". В апреле 2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Решением ответчика в перерасчете пенсии было отказано, поскольку в решении суда об установлении факта проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года было принято без привлечения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Истец полагает указанное решение ответчика незаконными.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 сентября 2018 года иск Козачек И.В. удовлетворен. Суд обязал ответчика произвести перерасчет пенсии Козачек И.В. с момента назначения пенсии.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований Козачек И.В. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что решение суда об установлении факта постоянного проживания в Республике Крым, представленное Козачек И.В. не может быть принято как доказательство, подтверждающее постоянное проживание Козачек И.В, ввиду того, что данное решение было получено с целью приобретения гражданства Российской Федерации, а не с целью решения вопросов пенсионного обеспечения.
В судебном заседании Козачек И.В. и ее представитель Романовская А.А. возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истца и его представителя, судебная коллегия пришла в следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 года N 208- ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 208-ФЗ) с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе дети в возрасте до 18 лет. В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации. В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на территории Российской Федерации, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации.
При постоянном проживании гражданина Российской Федерации, которому устанавливается пенсия, за пределами территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации. Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 г, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Козачек И.В, 12.12.1970 года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсия".
23 апреля 2018 года Козачек И.В. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете досрочной страховой пенсии по стрости, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с учетом стажа с 01.01.2002 по настоящее время.
Ответчиком письмом 16-1-000156/150 от 21.05.2018 истцу было разъяснено, что период работы с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года учтен в расчет стажа на основании решения Киевского районного суда г. Симферополя от 06.12.2016 и апелляционного определения от 12.04.2017 без применения норм Федерального закона N208-ФЗ, поскольку территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не был привлечён в качестве заинтересованного лица заседание при рассмотрении указанного заявления.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда относительно того, что решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии является незаконным по следующим основаниям.
Федеральный закон N 208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1 Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Так, согласно ч. 3 ст. 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 сентября 2014 года установлен факт постоянного проживания Козачек И.В. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года.
Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации серия 3914 N952751, выданным отделом УФМС России по Республике Крым в Железнодорожном районе г. Симферополя от 25.01.2015, Козачек И.В. имеет регистрацию на территории Республики Крым с 24 апреля 2015 года.
В силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Имеющееся в материалах дела решение суда, указывающее на факт проживания Козачек И.В. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, является обязательным для всех административных органов, учреждений и юридических лиц, для исполнения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод относительного того, что дополнительного установления факта постоянного проживания Козачек И.В. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года не требуется, отказ УПФР в г. Симферополе Республики Крым в перерасчете пенсии по данному основанию признан незаконным.
Вместе с тем судебная коллегия полагает решение суда подлежит отмене в части установления 10 дневного срока исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.
Положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ об установлении в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, подлежат применению при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм.
Удовлетворение требования истца в части применения положения статьи 204 ГПК РФ и установление определенного порядка исполнения решения, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку оснований для применения указанной нормы по настоящему делу не имеется.
Кроме того, в мотивировочной части решения не приведены основания для приятия такого решения. В связи с этим подлежит исключению из резолютивной части решения вывод суда об установлении десятидневного срока исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 сентября 2018 года изменить в части, исключить из резолютивной части решения выводы суда об установлении десятидневного срока для исполнения решения. В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 сентября 2018 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий судья И.А. Харченко
Судьи И. И. Мотина
И.А. Подлесная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.