судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Кирюхиной М.А,
судей: Адаменко Е.Г,
Корсаковой Ю.М,
при секретаре Евдокимова А.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Алексеева Анатолия Григорьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности выплатить пенсию,
по апелляционной жалобе Алексеева Анатолия Григорьевича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2018 года Алексеев А.Г. обратился в суд с требованиями о признании отказа в установлении и выплате пенсии ФИО1, гражданки РФ, умершей 18.07.2015 г, незаконным, просит возложить на ответчика обязанность выплатить пенсию по старости за период с 01.01.2015 г. по 18.07.2015 г.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является супругом умершей. В сентябре 2014 года от её имени обратился к ответчику с заявлением о запросе пенсионного дела для назначения, перерасчета и выплаты пенсии как гражданке РФ, постоянно проживающей на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 г. Однако 30.09.2015 г. в назначении и выплате пенсии отказано, поскольку ФИО1 на день смерти гражданкой РФ и получателем пенсии не являлась. Считает отказ незаконным, поскольку ФИО1 постоянно проживала на территории Республики Крым с 06.12.2011 года до своей смерти, до декабря 2014 года являлась получателем пенсии, выплатное дело ФИО1 находится в УПФ РК, при этом по причине состояния здоровья лично обращаться с заявлениями, направленными на реализацию своих пенсионных прав возможности не имела.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований Алексеева А.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Алексеев А.Г, со ссылкой на то, что решение суда вынесено незаконно, с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела и с нарушением норм материального права, ставится вопрос об отмене решения суда и принятия нового об удовлетворении иска в полном объеме.
При этом указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, доказательства подтверждающие факт проживания ФИО1 на территории Республики Крым с 2011 года и обязанность пенсионного фонда в начислении и выплате ей пенсионного обеспечения в соответствии с положения ч. 2-3 ст. 3 Федерального Закона N208-ФЗ.
Согласно требованиям части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Алексеева А.Г, суд исходил из того, что истцом не представлено надлежащих доказательств подтверждающих основания для назначения ФИО1 пенсионного обеспечения в соответствии с требованиями Федерального закона N208-ФЗ от 21 июля 2014 года.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Украины, с 06.12.2011 зарегистрированная по адресу: "адрес", 18.07.2015 г. умерла. Место её смерти "адрес", Канада (л.д. 8, 11).
30.10.2014 г. ФИО1 в лице своего представителя Алексеева А.Г, действующего на основании доверенности (л.д. 26) обращалась с заявлением о запросе пенсионного дела ввиду переезда на новое место жительства из "адрес" г. Киева (л.д. 25).
УПФ Республики Крым в г. Ялта 30.10.2014 в УПФ "адрес" в г. Киеве направлен запрос N пенсионного дела ФИО1 (л.д. 24).
11.02.2015 г. пенсионное дело ФИО1 поступило в ГУ-УПФ РФ в "адрес", с указанием о том, что пенсия выплачена по 31.12.2014 Управлением ПФУ в "адрес" г. Киева (л.д. 27, 28).
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 1 Федерального закона N 208-ФЗ от 21 июля 2014 г. "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 208-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 ст. 2 Закона N 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается (ч. 2).
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (ч. 3).
Судом первой инстанции достоверно установлено, что по состоянию на 18.03.2014 ФИО1 на территории Республики Крым фактически не проживала, что также следует из искового заявления.
Согласно Правилам, утвержденным Приказом Министерства труда России от 17.11.2014 N885н. "Об утверждении правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида, либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения выплатного дела. При смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания.
Пенсионное обеспечение граждан РФ и государств-участников СНГ при переселении их с территории одного государства на территорию другого государства регулируется нормами Соглашения стран СНГ от 13.03.1992. Согласно статьям 1, 6, 7 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства пенсионера.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. N 958н утвержден перечень необходимых для пенсионного обеспечения документов, в соответствии с п. 2 которого для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 53 Перечня N 958н предусмотрен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации.
Поскольку до 31 декабря 2014 г. включительно ФИО1 получала пенсию на территории Украины в Управление ПФУ в "адрес" г. Киева, а не на территории Республики Крым, на территории Республики Крым не проживала, то оснований для назначения ей пенсионного обеспечения в соответствии с положения ч. 2-3 ст. 3 Федерального Закона N208-ФЗ не имеется.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что право на пенсию, включающее право требовать установления и выплаты пенсии в надлежащем размере (т.е. в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.
При приобретении наследниками в соответствии с гражданским законодательством права на получение сумм пенсии, подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни, у них не возникает право на получение пенсии наследодателя как особой социальной выплаты, установленной ему при жизни, - пенсионные правоотношения в случае смерти пенсионера прекращаются.
Из статьи 1183 ГК РФ следует, что право на получение соответствующих сумм пенсии наследники имеют только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.
Получение (выплата) причитающихся пенсионеру сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права пенсионера на получение сумм пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие решения (акта) о выплате (начислении) ему пенсии (задолженности по пенсии) конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством, - либо органом, непосредственно осуществляющим пенсионное обеспечение, либо юрисдикционным органом, рассматривающим спор в рамках процессуальных правоотношений, возникающих в связи с социальным обеспечением граждан (вышестоящим органом или судом общей юрисдикции), куда пенсионер может обратиться в случае спора о праве на получение соответствующих сумм пенсий.
При отсутствии оснований, влекущих обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплатить конкретному лицу пенсию в определенном размере (образовавшуюся по каким-либо причинам задолженность по пенсии), отношения по начислению, перечислению (переводу) и выплате сумм пенсий не возникают.
Наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Не обладая всеми иными правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения, они не вправе совершать и действия, направленные на признание за наследодателем права на получение пенсии в размере, превышающем установленный ему при жизни, и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм пенсии, что является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению конкретного вида.
Поскольку до дня смерти ФИО1 с заявлением о назначении ей пенсии в Российской Федерации не обращалась, то пенсия ей не была установлена, что исключает в силу приведенных выше норм закона, включение в состав наследственного имущества пенсии, которая бы возможно была ей установлена, при наличии обращения.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 имела право на беззаявительное установление пенсии по закону Российской Федерации судебная коллегия отклоняет, поскольку такое право предоставлено лицам, постоянно проживающим на территории Республики Крым на 18.013.2014 год. При этом в ст. 3 Закона РФ N208-ФЗ прямо указано, что перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела. Однако такой перерасчет не мог быть произведен, поскольку выплатное дело ФИО1 в Российской Федерации не заводилось, и на юридически значимый период ФИО1 не являлась получателем пенсии в Российской Федерации, в частности в Республике Крым.
Таким образом, несмотря на наличие регистрации места жительства ФИО1 на территории Республики Крым, её пенсионное дело находилось в другом государстве, где она получала пенсию вплоть до декабря 2014 года.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу не опровергают правильности выводов суда первой инстанции. Существенных нарушений норм материального и процессуального права со стороны суда первой инстанции по доводам жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд апелляционной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
Поскольку судом первой инстанции при разрешении возникшего спора верно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены к спорным правоотношениям нормы материального права, проверены доводы сторон и дана надлежащая оценка представленным ими доказательствам, суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Анатолия Григорьевича на решение - без удовлетворения.
Председательствующий: Кирюхина М.А.
Судьи: Адаменко Е.Г.
Корсакова Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.