судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Кирюхиной М.А,
судей: Адаменко Е.Г,
Корсаковой Ю.М,
при секретаре Евдокимовой А.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи Республики Крым к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по совершению определенных действий,
по апелляционным жалобам администрации города Керчи Республики Крым, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В июле 2018 года заместитель прокурора города Керчи, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым, в котором с учетом уточнений просит возложить на ответчиков в течение 2 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение соответствия состояния автомобильной дороги, расположенной по улице Кокорина в районе дома N 59 в городе Керчь Республики Крым, требованиям ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 года N 1171-ст, ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120- ст, путем оборудования указанного участка дороги дорожной разметкой 1.14.1 и 1.14.2, знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" с табличной 8.15 "Слепые пешеходы", пешеходным светофором, а также звуковым сопровождением световых сигналов пешеходных светофоров
В обоснование требований истец указал, что в ходе проведения проверки совместно с сотрудниками отделения ГИБДД УМВД России по г. Керчи выявлены нарушения целостности дорожного полотна. Установлено, что дорожное полотно по адресу: Республика Крым г. Керчь, ул. Кокорина, в районе дома 59, рядом с объектами городской социальной инфраструктуры, которыми пользуются пешеходы, включая слабовидящих (слепых) граждан, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям национального стандарта Российской Федерации, отсутствует дорожная разметка, знаки и пешеходный переход, пешеходные светофоры, а также звуковое сопровождение световых сигналов пешеходных светофоров.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года исковые требования заместитель прокурора города Керчи удовлетворены частично.
На администрацию города Керчи Республики Крым, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: Республика Крым г. Керчь ул. Кокорина, д.59, требованиям ГОСТ Р N52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2014 года N120-ст, ГОСТ Р ИСО N23600-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров", утвержденный Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 года N 1171-ст, ГОСТ Р N52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденный приказом Ростехурегулирования от 15 декабря 2004 года N120-ст, путем оборудования участка дороги по ул.Кокорина, д.59 г.Керчи Республики Крым дорожной разметкой 1.14.1, 1.14.2, знаков 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" с табличкой 8.15 "Слепые пешеходы, пешеходным светофором, а также со звуковым сопровождением световых сигналов пешеходных светофоров в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе администрация города Керчи Республики Крым просит решение суда первой инстанции в части исковых требований к администрации города Керчи Республики Крым отменить, в удовлетворении исковых требований в данной части отказать, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела, пояснения,, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно требованиям части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности, законности и доказанности.
С такими выводами суда соглашается судебная коллегия, принимая во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии со статьями 2, 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) одной из целей вышеуказанного закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Статьей 12 Закона N 196-ФЗ, регламентировано, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу статей 2, 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, которая осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улица. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, который признан национальным стандартом. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движeния сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций слуха и зрения" настоящий стандарт устанавливает требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.
Требования указанного стандарта применимы к проектированию, установке и функционированию звуковых и тактильных сигналов пешеходных светофоров.
Согласно п. 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к световой сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
На основании статьи 3 Закон N 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 6.6 Правил дорожного движения для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проверки совместно с сотрудниками отделения ГИБДД УМВД России по г. Керчи установлено, что в нарушение требований федерального законодательства, автомобильная дорога по улице Кокорина, в районе дома N 59 в городе Керчи, рядом с объектами городской социальной инфраструктуры, которой пользуются пешеходы, включая слабовидящих (слепых) граждан, отсутствуют дорожная разметка 1.14.1 и 1.14.2, знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", пешеходные светофоры, а также звуковое сопровождение световых сигналов пешеходных светофоров, что является нарушением норм п. 5.1.1 ГОСТ Р ИСО 23600-2913 "Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные технические средства для лиц с нарушениями функции зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров", п.п. 7.2.13, 7.2,14, 7.3.4 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Названные недостатки зафиксированы актами и приложенными к ним фототаблицами (л.д.7, 8-11,12).
Кроме того, из обращения заместителя генерального директора ООО " "данные изъяты"" к прокурору Республики Крым, усматривается что на предприятии ООО " "данные изъяты"" расположенном по улице Кокорина, "данные изъяты" в городе Керчи, более половины коллектива являются инвалидами, в связи с чем просит прокуратуру г.Керчи оказать содействие в установлении знака и дорожной разметки "пешеходный переход слепых" напротив проходной предприятия по ул. Кокорина г.Керчи и восстановлении пешеходного перехода перед въездными воротами автобусного парка, поскольку переход через дорогу инвалидов по зрению крайне затруднен.
В силу статьи 5, части 4 статьи 6, части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильный дороги.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131- ФЗ), органы местного самоуправления, кроме содержания и ремонта автомобильных дорог, осуществляют муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 5 статьи 16 Закона N 131-Ф3, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, принятого решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05 ноября 2014 года N 38-1/14 к вопросу местного значения относится в том числе дорожная деятельность, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением 10 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым утверждено положение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым, которым предусмотрено, что Управление выступает в качестве заказчика по выполнению работ капитального и текущего ремонта дорог, объектов благоустройства, капитального ремонта жилого фонда, в рамках выделенных ассигнований и размеров Фонда капитального ремонта жилого фонда, принимает выполненные работы, осуществляет технический надзор.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответственность по содержанию улично-дорожной сети в г. Керчи Республики Крым возлагается на администрацию г. Керчи Республики Крым и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым о том, что данные обязанности не входят в полномочия ответчиков, поскольку они осуществляют только координацию, контроль, и заключают соответствующие договора на конкурсной основе за счет бюджетных средств с подрядными организациями, а так же осуществляют действия направленные на контроль ремонта и сохранности автомобильных дорог, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии решением 10 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 11 декабря 2014 года N124-1/14 именно на Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым возложены функции по осуществлению полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы жалобы администрации г. Керчи Республики Крым о том, что данные обязанности являются исключительной компетенцией Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержание и ремонт автомобильных дорог, отнесены также к компетенции органов местного самоуправления.
при этом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией как основание для отмены решения суда первой инстанции, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции, а также не основаны на законе.
Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Керчи Республики Крым, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий: Кирюхина М.А.
Судьи: Адаменко Е.Г.
Корсакова М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.