Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Харченко И.А, Сокола В.С.
при секретаре Садыховой К.С.
рассмотрела 31 октября 2018 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Деркач Владимира Ивановича к ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в страховой стаж, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию,
по апелляционной жалобе представителя ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Деркач В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в страховой стаж, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указал, что он работал на работе с вредными условиями труда водителем троллейбуса. Специальный страховой стаж истца составляет более 20 лет, а общий трудовой стаж более 25 лет. При обращении к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии ему было отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа. По расчетам ответчика специальный страховой стаж истца составил 05 лет 24 дня, общий страховой стаж более 25 лет.
На основании изложенного просил включить периоды работы с 12.02.1991 по 13.11.1995, с 02.12.1995 по 06.06.1996, с 14.03.2002 по 27.12.2012 водителем троллейбуса в ГУП РК "Крымтроллейбус", обязать назначить досрочную страховую пенсию по стрости в соответствии с п.п. 10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07.01.2018 года.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 июля 2018 года исковые требования Деркач В.И. удовлетворены.
В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", включены периоды работы Деркач В.И. с 12.02.1991 по 13.11.1995, с 02.12.1995 по 06.06.1996, с 14.03.2002 по 27.12.2012.
На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность назначить Кашуба Н.С. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07.01.2018 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.06.2018 ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности указывают на то, что истцом не подтвержден льготный характер работы (не представлены маршрутные карты и путевые листы).
В суде апелляционной инстанции истец Деркач В.И. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика УПФР в г. Симферополе Парфенова А.О. настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица ГУП "Крымтроллейбус"- Мизенова С.А. в судебном заседании считала решение суда законным и обоснованным.
Заслушав судью-докладчика, сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Удовлетворяя исковые требования Деркач В.И, суд первой инстанции исходил из их обоснованности, и указал, что ненадлежащее оформление работодателем документов, подтверждающих особый характер и условия работы работника, не может служить основанием для ограничения пенсионных прав данного лица.
С такими выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку не предоставление Пенсионному фонду маршрутных карт и всех путевых листов за спорные периоды не может быть основанием для лишения истца права на надлежащее пенсионное обеспечение, учитывая наличие других письменных доказательств, подтверждающих работу истца в спорные периоды водителем троллейбуса на регулярных пассажирских перевозках при полной занятости.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно п. п.3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.14 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Согласно п. "з" ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшему на территории Республики Крым в период с 01.04.1992 года и по 31.12.2014 года, на пенсию по возрасту на льготных условиях имели право независимо от места последней работы, в частности, водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 55 лет и при стаже работы для мужчин - не менее 25 лет, в том числе на отмеченной работе не менее 12 лет 6 месяцев.
Согласно письму Минтранса Российской Федерации от 02 июля 1992 года N13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, в котором указано, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно работавшие на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись, полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами: при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).
Как установлено судом и следует из материалов дела Деркач В.И. прошел обучение по программе подготовки водителей троллейбусов и получил свидетельство N 021975 от 1991 года (л.д. 16).
Согласно записи в трудовой книжке, Деркач В.И. 07.01.1963 года рождения, с 12.02.1991 по 13.11.1995 работал в должности водителя пассажирского троллейбуса 3 класса. С 02.12.1995 по 06.06.1996 водителем пассажирского троллейбуса второго класса, с 14.03.2002 по 27.12.2012, с 14.03.2002 по настоящее время в должности водителя пассажирского троллейбуса ГУП РК "Крымтроллейбус", что также подтверждается архивной справкой N580 от 07.11.2017 года (л.д.20-25).
22 марта 1984 года Кашуба Н.С. выдана книжка N 2645 водителя троллейбуса, согласно которой он ежегодно проходил проверку знаний ПТЭ и ПДД. а также по технике безопасности и электробезопасности (л.д. 17-19).
Указанная книжка является документом, удостоверяющим служебное положение водителя, место работы, класс квалификации, типы подвижного состава, которыми ему разрешено управлять, водитель без книжки к управлению подвижным составом не допускается.
15.12.2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика N 822780/17 от 19.03.2018 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием специального стажа работы.
При этом, ответчиком не приняты во внимание периоды работы с 12.02.1991 по 13.11.1995, с 02.12.1995 по 06.06.1996, с 14.03.2002 по 27.12.2012 поскольку характер льготной работы не подтвержден документально. Ответчиком в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному основанию, включен период его работы на должности водителя городского пассажирского троллейбуса ГУП РК " Крымтроллейбус" 28.12.2012 года по 30.11.2015 года, 07.12.2015 года по 14.12.2017 года.
Согласно справки уточняющий особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий Деркач В.И. с 12.02.1991 по 13.11.1995, с 02.12.1995 по 06.06.1996, с 14.03.2002 по настоящее время работает водителем пассажирского троллейбуса и занят перевозкой пассажиров на регулярных городских пассажирских маршрутах. Указанная справка была предоставлена истцов в Управление, однако необоснованно не была принята во внимание.
В спорные периоды Деркач В.И, выплачивалась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный Фонд Украины по установленным тарифам.
Как пояснил в судебном заседании представитель ГУП РК " Крымтроллейбус" в КРПП "" Крымтроллейбус" нерегулярные городские пассажирские маршруты не осуществлялись; путевые листы до 2014 года на предприятии не велись, а пенсионное законодательство, действовавшее до декабря 2014 года на территории Республики Крым, не содержало правовых норм, обязывающих подтверждать занятость водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах специальными документами.
На основании частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В пункте 9 статьи 2 названного Закона установлено, что маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Под транспортными средствами общего (общественного) пользования понимаются виды транспортных средств, предназначенные для массовых перевозок пассажиров (автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны электро- и дизель-поездов, метрополитена, суда морского и речного флота, самолеты гражданской авиации).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Маршрут регулярных перевозок, это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (п. 9 ст. 2 указанного Федерального Закона).
Из представленных суду доказательств следует, что троллейбус относиться к городскому электротранспорту, маршруты, на которых работал истец, являются официально утвержденными, где перевозка пассажиров осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. К регулярным пассажирским относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в установленных местах. Транспортное средство осуществляет движение по расписанию, своевременно следует по всем промежуточным контрольным пунктам и прибывает на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
Письмом Минтранса Российской Федерации от 02.07.1992 N 13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах" разъяснено, что под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Кроме того, как было указано ранее, часть периода работы истца в должности водителя пассажирского троллейбуса приходится на период действия законодательства Украины.
В соответствии со ст.6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Республикой Украиной, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Положения Конституции Российской Федерации (статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2015 года, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Согласно части 6 статьи 11 указанного закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым с 01 января 2015 года.
Следовательно, до 01 января 2015 года в части пенсионного обеспечения на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, принятое не позднее 21 февраля 2014 года.
Положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", который действовал на территории Республики Крым в период со дня его вступления в силу (01 апреля 1992 года) и до 31 декабря 2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, мужчины водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет и 6 месяцев.
Проанализировав представленные доказательства и ранее действовавшее законодательство, которое не противоречит обстоятельствам, изложенным участвующими в деле лицами, суд пришел к выводу, что работа истца водителем троллейбуса в период до 31 декабря 2014 года по ранее действовавшему законодательству Украины входила в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а потому в силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статьи 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" данный период работы должен засчитываться в стаж работы истца на соответствующих видах работ (водителей троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Анализ представленных в материалы дела письменных доказательств, свидетельствует о том, что истец, работая на регулярных городских пассажирских маршрутах, был занят полный рабочий день, полную рабочую неделю.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный период работы истца в должности водителя троллейбуса в течение полного рабочего времени по регулярному пассажирскому маршруту подлежит зачислению в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии.
Принимая во внимание положения статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также то, что право на назначение досрочной пенсии возникает у Деркач В.И. не ранее 55 лет, суд первой инстанции обоснованно указал, что ответчик обязан был назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07.01.2018 года.
Решения ответчика об отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости являются незаконными, нарушающими гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации право истца на социальное обеспечение.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий судья: И.И. Мотина
Судьи: И.А. Харченко
В.С. Сокол
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.