Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Харченко И.А, Сокола В.С.
при секретаре Садыховой К.С.
рассмотрела 31 октября 2018 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кашуба Николая Семеновича к ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в страховой стаж, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию,
по апелляционной жалобе представителя ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Кашуба Н.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в страховой стаж, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований истец указал, что работал на работе с вредными условиями труда - водителем троллейбуса. Специальный страховой стаж истца составляет более 20 лет, а общий трудовой стаж более 25 лет. При обращении к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии ему было отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа. По расчетам ответчика специальный страховой стаж истца составил 05 лет 24 дня, общий страховой стаж более 25 лет.
На основании изложенного истец просил включить периоды работы с 12.01.1984 года по 24.01.1984 года, с 25.01.1984 года по 10.09.2089 года, с 04.01.2000 года по 31.12.2012года водителем троллейбуса в ГУП РК "Крымтроллейбус" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так же просил о возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной страховой пенсии по стрости в соответствии с п.п. 10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22.02.2018 года.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 июня 2018 года исковые требования Кашуба Н.С. удовлетворены.
В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", включены периоды работы Кашуба Н.С. с 12.01.1984 года по 24.01.1984 года, с 25.01.1984 года по 10.09.1989 года, с 04.01.2000 года по 31.12.2012 года.
На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность назначить Кашуба Н.С. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22.02.2018 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.06.2018 ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности указывает на то, что истцом не подтвержден льготный характер работы (не представлены маршрутные карты и путевые листы). Водители автобусов могут пользоваться правом на досрочное назначение пенсии, если документально подтвердят выполнение требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам как виду перевозок.
В суде апелляционной инстанции истец Кашуба Н.С. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика УПФР в г. Симферополе Парфенова А.О. настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица ГУП "Крымтроллейбус"- Мизенова С.А. в судебном заседании считала решение суда законным и обоснованным.
Заслушав судью-докладчика, сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно п. п.3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.14 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Согласно п. "з" ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшему на территории Республики Крым в период с 01.04.1992 года и по 31.12.2014 года, на пенсию по возрасту на льготных условиях имели право независимо от места последней работы, в частности, водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 55 лет и при стаже работы для мужчин - не менее 25 лет, в том числе на отмеченной работе не менее 12 лет 6 месяцев.
Согласно письму Минтранса Российской Федерации от 02 июля 1992 года N13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, в котором указано, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно работавшие на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись, полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами: при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).
Судом установлено и следует из материалов дела Кашуба Н.С. прошел обучение по программе подготовки водителей троллейбусов III класса и получил свидетельство N 028726 от 09 января 1984 года (л.д. 14).
Согласно записи в трудовой книжке Кашуба Н.С. с 12.01.1984 принят на должность водителя пассажирского троллейбуса Симферопольского троллейбусного парка Крымского троллейбусного управления третьего класса, с 24.01.1984 по 10.09.1989 работал водителем пассажирского троллейбуса 3 класса в Симферопольском троллейбусном парке N2.
В соответствии с приказом N1-ок от 04.01.2000 года переведен с ранее занимаемой должности - водитель грузового троллейбуса 1 класса на должность водителя пассажирского троллейбуса, где работает по настоящее время (л.д.12-13).
Как усматривается из материалов дела, 22 марта 1984 года Кашуба Н.С. была выдана книжка водителя N 60 троллейбуса была выдана книжка водителя городского электротранспорта, согласно которой он ежегодно проходил проверку знаний ПТЭ и ПДД. а также по технике безопасности и электробезопасности (л.д. 15-18).
Указанная книжка является документом, удостоверяющим служебное положение водителя, место работы, класс квалификации, типы подвижного состава, которыми ему разрешено управлять, водитель без книжки к управлению подвижным составом не допускается.
31.01.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013года "О страховых пенсиях".
В процессе проверки пенсионных прав Кашуба Н.С. ответчик составил Акт документальной проверки N 155.
В стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии, ответчик включил период работы истца в должности водителя городского пассажирского троллейбуса ГУП РК "Крымтроллейбус" 01.01.2013 года по 24.11.2015 года, с 01.12.2015 года по 29.01.2018 года, что составляет 05 лет 00 месяцев 24 дня.
Решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N 68393/18 от 19.03.2017 года Кашуба Н.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" так как специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости составляет 05 лет 00 месяцев 24 дня.
Согласно справке N 3437/01-05 от 26.12.2017 года, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий, карты N409865-69А о специальной оценки условий труда Кашуба Н.С. работал в СТП, СТП N2, ГУП РК "Крымтроллейбус" в должности водителя пассажирского троллейбуса в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели без совмещения других профессий, был занят перевозкой пассажиров на регулярных городских пассажирских маршрутах, водителем пассажирского троллейбуса, отпуск без сохранения заработной платы составил с 25.11.2015года по 30.11.2015года (л.д.56-57).
В спорные периоды Кашуба Н.С, выплачивалась заработная плата, производились отчисления до 01.01.1992 в Фонд социального страхования, с 01.01.1992 по 31.12.2014 в Пенсионный Фонд Украины по установленным тарифам (л.д. 22- 25, 56-57, 58,59).
Как следует из предоставленных в Управление путевых листов за 2013, 2015 год Кашуба Н.С. работал водителем пассажирского троллейбуса на городском маршруте N5, N5/7 (л.д.60-76).
Из пояснений представителя ГУП РК "Крымтроллейбус" данных в судебном заседании, следует, что в ГУП РК "Крымтроллейбус" путевые листы до 2014 года на предприятии не велись, а пенсионное законодательство, действовавшее до декабря 2014 года на территории Республики Крым, не содержало правовых норм, обязывающих подтверждать занятость водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах специальными документами.
Анализ представленных в материалы дела письменных доказательств, свидетельствует о том, что истец, работая на регулярных городских пассажирских маршрутах, был занят полный рабочий день, полную рабочую неделю.
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Республикой Украиной, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Положения Конституции Российской Федерации (статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2015 года, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Согласно части 6 статьи 11 указанного закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым с 01 января 2015 года.
Следовательно, до 01 января 2015 года в части пенсионного обеспечения на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, принятое не позднее 21 февраля 2014 года.
Положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", который действовал на территории Республики Крым в период со дня его вступления в силу (01 апреля 1992 года) и до 31 декабря 2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, мужчины водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет и 6 месяцев.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный период работы истца в должности водителя троллейбуса в течение полного рабочего времени по регулярному пассажирскому маршруту подлежит зачислению в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии.
С учетом периодов работы, которые были учтены ответчиком и судом первой инстанции, стаж работы истца водителем троллейбуса составил более 20 лет.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание положения статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также то, что право на назначение досрочной пенсии возникает у Кашуба Н.С. не ранее 55 лет, суд первой инстанции обоснованно указал, что ответчик обязан был назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22.02.2018 года.
Решения ответчика об отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости являются незаконными, нарушающими гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации право истца на социальное обеспечение.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий судья: И.И. Мотина
Судьи: И.А. Харченко
В.С. Сокол
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.