судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Белоусовой В.В.
Сыча М.Ю.
при секретаре Вааповой С.В.
с участием - прокурора Алескерова Д.А.
- представителя ответчика
Администрации г. Симферополя Сергеевой И.В.
- представителя ответчика
Черник Я.С. Куделка С.В.
- ответчика Шаярлиева О.С.
- представителя третьего лица Чихрадзе Д.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Симферополя, Черник Ядвиге Станиславовне, Шаярлиеву Оресту Сократовичу, третьи лица - Государственный комитет по охране культурного наследия, МКУ "Департамент развития муниципальной собственности", Управление культуры и культурного наследия Администрации г. Симферополя, о признании недействительным постановления, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении права собственности, понуждении совершить действия,
по апелляционному представлению заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25.04.2018г,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кузнецовой Е.А, пояснения прокурора и представителя третьего лица, поддержавших доводы апелляционного представления, ответчика и представителей ответчиков, возражавших против доводов представления, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц в иске от 20.12.2017г. с учетом уточнения исковых требований просил признать недействительным постановление Администрации г. Симферополя от 29.06.2016г. N1517в части предоставления Черник Я.С. в порядке завершения оформления прав бесплатно в частную собственность земельного участка расположенного по "адрес" (поз по ГП-3), кадастровый номер N; прекратить право собственности Шаярлиева О.С. и истребовать из чужого незаконного владения указанный земельный участок; и обязать Шаярлиева О.С. вернуть земельный участок в собственность муниципального образования городской округ Симферополь.
В обоснование иска прокурор указал на то, что в ходе проведения проверки было установлено, что постановлением Администрации г. Симферополя от 29.06.2016г. N 1517 в порядке завершения оформления прав предоставлен бесплатно Черник Я.С. в частную собственность земельный участок по "адрес" (поз по ГП-3), для строительства и обслуживания жилого дома. Согласно данным письменных источников и работам ученых в начале ХХ века на данном участке был локализован комплекс сооружений, входивших в состав дворца Калги-Султана. Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым направлял сведения в Администрацию г. Симферополя о необходимости проведения историко-культурной экспертизы для определения отсутствия либо наличия объектов археологического наследия. Установлено, что ФГБУН "Институт археологии Крыма РАН" проведены археологические разведочные работы, в ходе которых выявлены остатки перемешанного культурного слоя 1 половины ХVII - 1 четверти XIX веков. Полагают, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения и т.д. Таким образом, земельный участок, расположенный по "адрес" (поз по ГП-3), кадастровый номер N, является особо охраняемой территорией и не может предоставляться для строительства и обслуживания жилого дома, в связи с чем просил иск удовлетворить.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25.04.2018г. в удовлетворении иска заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц отказано.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым просит указанное решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении иска, указав на незаконность и необоснованность принятого решения, нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В возражениях Шаярлиев О.С. и представитель Черник Я.С. - Силич Л.Е. просят апелляционное представление оставить без удовлетворения, указав на несостоятельность изложенных в нем доводов.
Обсудив доводы апелляционного представления и поданных на него возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, решением Симферопольского городского совета N724 от 30.05.2013г. Черник Я.С. предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по "адрес" (поз по ГП-3), площадью 0,1000 га. Условие предоставления земельного участка - частная собственность.
17.05.2016г. Черник Я.С. обратилась в администрациюг. Симферополя с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014г. и действовавших на эту дату.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, ст. ст. 83, 84 Конституции Республики Крым, ст. 41 Закона Республики Крым от 29.05.2014г. N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", ст. ст. 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014г. N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, согласно п. 1 которого установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с п. 4 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014г.
В силу п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона;
2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Органы, указанные в п. 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации (п.п. 9, 10 Порядка).
Отсутствие сообщения со сведениями, указанными в п.10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в п.9 настоящего Порядка, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в п.10 настоящего Порядка (п. 11 Порядка).
В соответствии с заключением Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя от 09.06.2016г. N2804, N3063, N3064/08-08, земельный участок в районе по "адрес", поз по ГП-3, кадастровый N, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 с ко "адрес".1 с видом разрешенного использования на указанные земельные участки - малоэтажная жилая застройка "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 126).
По результатам рассмотрения заявления Черник Я.С. постановлением Администрацииг. Симферополя от 29.06.2016г. N1517 "О предоставлении земельных участков в собственность в порядке завершения оформления прав в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым" в порядке завершения оформления прав передан Черник Я.С. в частную собственность земельный участок, расположенный "адрес" "адрес", кадастровый N, площадью 0,1 га, с установленной категорией земельного участка - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилого строительства.
На основании договора купли-продажи от 08.06.2017г, зарегистрированного в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 22.06.2017г, Черник Я.С. продала указанный земельный участок Шаярлиеву О.С. (л.д. 63-66, т.2).
Постановлением Администрации г. Симферополя от 18.06.2017г. N2323 земельному участку, площадью 0,0999 га (кадастровый N, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.06.2017г. N), принадлежащемуШаярлиеву О.С. присвоен Nа по "адрес" Республики Крым (л.д. 68-69).
Заявляя требования о признании незаконным постановления Администрации г. Симферополя от 29.06.2016г. N1517 в части предоставления Черник Я.С. земельного участка, прокурор ссылается на то, что указанный земельный участок занят объектами археологического наследия, является особо охраняемой территорией и не может предоставляться для строительства и обслуживания жилого дома согласно п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона N38-ЗРК.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территории; природоохранного назначения; рекреационного назначения, историко-культурного назначения; особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям историко-культурного назначения относятся земли: - объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; - достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; - военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно Федеральному закону от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального Закона в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в п. 5 настоящей статьи и ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу ст. 5 Федерального Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ссылаясь на положения ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, прокурором не представлено безусловных доказательств того, что спорный земельный участок по "адрес" либо его часть на момент его передачи в собственностьЧерник Я.С. по состоянию на 29.06.2016г. был занят объектами археологического наследия, в установленном законом порядке отнесен к землям особо охраняемых территорий федерального либо регионального и местного значения, и, как следствие, ограничен в обороте.
Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установлены статьей 5.1 Федерального закона N73-Ф3.
Так, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Порядок выявления объектов культурного наследия установлен ст. 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, в соответствии с которой региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона N73-Ф3.
Выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением регионального органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия в порядке, установленном п. 11 ст. 45.1 настоящего Федерального закона.
Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган регистрации прав в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной п. 11 ст. 45.1 настоящего Федерального закона.
В уведомлении указываются наименование и местонахождение выявленного объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), а также сведения о предусмотренном п. 5 ст. 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.
Согласно ст. 18 указанного Федерального Закона после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия
На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия (ст. 21 Федерального закона N73-Ф3).
Согласно п. 5 ст. 35.1 указанного Федерального закона в случае обнаружения объекта археологического наследия уведомление о выявленном объекте археологического наследия, содержащее информацию, предусмотренную п. 11 ст. 45.1 настоящего Федерального закона, а также сведения о предусмотренном п. 5 ст. 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия заказчику указанных работ, техническому заказчику (застройщику) объекта капитального строительства, лицу, проводящему указанные работы.
Указанные лица обязаны соблюдать предусмотренный п. 5 ст. 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.
Данной нормой установлено, что в случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.
Научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом).
В научном отчете о выполненных археологических полевых работах в текстовом, графическом, фотографическом и иных видах должны быть представлены полные данные о выявленных и (или) об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах.
Из представленных суду документов следует, что участок городской застройки Ак-Мечети (место вероятного расположения дворца Калги-султана, расположенного по "адрес", включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Республики Крым приказом от27.03.2018г, т.е. после подачи настоящего иска, что указывает на то, что на момент принятия спорного постановления Администрация г. Симферополя не была уведомлена о выявленном объекте археологического наследия и его месторасположении, а также о наличии ограничений в распоряжении спорным земельным участком.
Данный приказ был издан на основании выписки из протокола заседания научно-методического совета по культурному наследию и документации о выявленном объекте культурного археологического наследия от 23.03.2018г, поступившей от ФГБУН "Институт археологии Крыма РАН" и физического лица, держателя открытого листа от30.10.2017г, т.е. на основании документов и обстоятельств, возникших после принятия Администрацией г. Симферополя спорного постановления.
Письмо Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 01.04.2015г. N, на которое ссылается прокурор, уведомлением о выявленном объекте культурного наследия не является, сведений, позволяющих идентифицировать расположение такого объекта, не содержит и принятию спорного решения не препятствовало.
При этом, надлежащих и достоверных сведений о координатах земельного участка, в границах которого располагается участок городской застройки Ак-Мечети (место вероятного расположения дворца Калги-султана) суду не представлено.
В Перечне выявленных объектов культурного наследия (археология), расположенных на территории Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 24.01.2017г. N "Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия" (с изменениями и дополнениями) объекты, расположенные по "адрес", отсутствуют.
Таким образом, истцом не доказан факт нахождения в границах земельного участка, кадастровый N, объектов культурного наследия и отнесения земельного участка в установленном порядке к землям с особо охраняемой территорией на момент принятия обжалуемого постановления Администрации г. Симферополя. Доказательств уведомления собственника земельного участка в лице администрации г. Симферополя компетентным органом о выявленном объекте культурного наследия не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для признания постановления от 29.06.2016г. недействительным отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Симферополя Республики Крым пояснил, что объект культурного наследия на земельном участке расположенного по "адрес" (поз по ГП-1) кадастровый N, обнаружен в ноябре 2017г, после чего в Администрацию г. Симферополя указанные сведения поступили в ходе судебного разбирательства по данному делу - 11.04.2018г.
Согласно Федерального закона от 25.06.2002г. N73-Ф3 ограничения в использовании и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, устанавливаются только после обнаружения на данных земельных участка объектов археологического наследия.
В соответствии с положениями ст. 49 указанного Федерального Закона в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
С учетом изложенного, обнаружение объекта культурного наследия после передачи земельного участка в собственность лица, не является основанием к отмене решения о передаче этого земельного участка в собственность, поскольку объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
При этом, по мнению коллегии судей, выявление объекта археологического наследия на территории земельного участка переданного в собственность, не исключает его освоения в соответствии с разрешенным использованием, но налагает на собственника (владельца) земельного участка определенные ограничения, установленные Федеральным законом от 25.06.2002г. N73-Ф3.
Отказывая в иске, с учетом сведений о внесении объекта 27.03.2018г. в перечень выявленных объектов культурного наследия Республики Крым, суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом избран неверный способ защиты права, поскольку, в соответствии со ст. 48 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия установлены ст. 54 Закона N 73-ФЗ.
В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращается региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.
Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.
При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в п. 2 ст. 40 настоящего Федерального закона.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска в части прекращения права собственности Шаярлиева О.С. и истребования земельного участка суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 301, 302 ГК Российской Федерации, правильно исходил из того, что Шаярлиев О.С.приобрел у Черник Я.С. земельный участок, расположенный по "адрес", на основании договора купли-продажи от 08.06.2017г, зарегистрированного в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 22.06.2017г, в связи с чем, основания для прекращения права собственности Шаярлиева О.С, истребования и понуждения вернуть земельный участок в собственность муниципального образования отсутствуют.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводам о том, что считает, что юридически значимые обстоятельства судом установлены в полном объеме, характер спорных правоотношений определен правильно, доводы сторон и представленные ими доказательства оценены надлежащим образом с изложением в решении суда выводов, правильность которых апеллянтом не опровергнута.
Доводы апелляционного представления были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционному представлению не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25.04.2018г. оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Кузнецова Е.А.
Судьи: Белоусова В.В.
Сыч М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.