Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Кучеренко Н.В, Юсуповой Л-А.В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Желага Владимира Николаевича к Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, о признании незаконным постановления, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 июля 2018 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения административного истца Желага В.Н, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Желага В.Н. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, в котором просил признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 4 мая 2018г. N 800-п об отказе в предоставлении административному истцу в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка по адресу: "адрес"; обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Желага В.Н. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью 405 кв.м, расположенного по указанному выше адресу, и принять решение с учётом установленных судом обстоятельств; в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить административному истцу и суду об исполнении решения.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик дважды 15 сентября 2015 г. и 26 января 2017 г. отказывал в передаче в собственность Желага В.Н испрашиваемого земельного участка, площадью 405 кв.м. Указанные отказы были обжалованы административным истцом в судебном порядке и признаны незаконными судебными решениями Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 июня 2016 г. и от 10 апреля 2017 г. по административным делам N 2а-324/2016 и N 2а-1188/2017 соответственно. Администрация города Ялты Республики Крым в третий раз отказала административному истцу в предоставлении этого же земельного участка, оформив отказ постановлением от 4 мая 2018 г. N 800-п без указания на основание для такого отказа. По мнению Желага В.Н, оспариваемое постановление не соответствует требованиям нормативных правовых актов, в том числе требованиям регионального законодательства, и нарушает его права и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 июля 2018 г. административное исковое заявление Желага В.Н. удовлетворено: признано незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 4 мая 2018 г. N 800-п об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, площадью 405 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; на Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно с учётом вынесенного судебного решения рассмотреть заявление Желага В.Н. о предоставлении ему в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью 405 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес". На административного ответчика, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложена обязанность сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего решения в суд и Желага В.Н. Также с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу Желага В.Н. взыскано 300 рублей в счёт уплаты государственной пошлины.
Не согласившись с постановленным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции не принято во внимание, что при рассмотрении заявления Желага В.Н. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного: по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав, было выявлено, что указанный земельный участок не отнесён к определённой категории земель, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Желага В.Н. представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Желага В.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявики суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 N 1, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено осуществление управления и распоряжения земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определённых законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществление распоряжения земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена; принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 38-ЗРК).
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Частью 6 названной статьи предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, является: наличие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1); несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утверждённой до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утверждённых документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории (пункт 2).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Аналогичные требования указаны в пунктах 5, 6 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым утверждённых решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 г. N 37 во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 (далее - Правила N 37).
В пункте 12 Порядка указано, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Основания для отказа в удовлетворении заявления перечислены в пункте 11 Правил N 37.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и издаётся главой администрации города Ялты в виде постановления (пункт 12 Правил N 37).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно кадастровому паспорту, выданному Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 13 февраля 2015г. N 90-02/2015-34076, земельному участку, площадью 405 +/- 7 кв.м, расположенному по адресу: "адрес", присвоен кадастровый N. Также из данного кадастрового паспорта следует, что категория земель не установлена.
24 марта 2015 г. Желага В.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью 405 +/- 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией города Ялты Республики Крым принято постановление от 15 сентября 2015г. N 1899-п "О рассмотрении заявления Желага В.Н. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав" (далее постановление от 15 сентября 2015 г. N 1899-п), которым административному истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Приведённое постановление обжаловано Желага В.Н. в судебном порядке. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 июня 2016 г. по административному делу N 2а-324/2016 постановление от 15 сентября 2015 г. N 1899-п было признано незаконным, на Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Желага В.Н. от 24 марта 2015 г.
При повторном рассмотрении заявления административного истца от 24 марта 2015 г. Администрация города Ялты Республики Крым приняла постановление от 26 января 2017 г. N 252-п "О рассмотрении заявления Желага В.Н. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав" (постановление от 26 января 2017 г. N 252-п), которым административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Указанное постановление было также обжаловано Желага В.Н. в судебном порядке. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2017 г. по административному делу N 2а-1188/2016 признано незаконным постановление 26 января 2017 г. N 252-п, на Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Желага В.Н. от 24 марта 2015 г.
При последующем рассмотрении заявления административного истца от 24 марта 2015 г. Администрацией города Ялты Республики Крым принято постановление от 4 мая 2018 г. N 800-п "О рассмотрении заявления Желага Владимира Николаевича о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав" (далее постановление от 4 мая 2018 г. N 800-п), которым административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый N, с видом разрешённого использования - "Для индивидуального жилищного строительства - (код 2.1)", в границах указанных в кадастровом паспорте, по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое постановление от 4 мая 2018 г. N 800-п не содержит конкретных причин отказа в предоставлении земельного участка, текст постановления представляет из себя перечисление наименований различных нормативных правовых актов без связи с конкретными обстоятельствами, из чего нельзя понять каковы основания отказа в предоставлении земельного участка.
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается в силу следующего.
В силу пункта 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 36.19 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесён к определённой категории земель (подпункт 21).
Как уже указывалось, оспариваемым постановлением от 4 мая 2018 г. N 800-п административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кадастровый N, с видом разрешённого использования - "Для индивидуального жилищного строительства - (код 2.1)", в границах указанных в кадастровом паспорте, по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При принятии данного постановления Администрацией города Ялты Республики Крым были приняты во внимание, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 13 февраля 2015 г. N 90-02/2015-34076, выводы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 21 апреля 2015 г. N 01.2-02/2027.
В кадастровом паспорте, выданном Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 13 февраля 2015г. N 90-02/2015-34076, на земельный участок, кадастровый номер N, площадью 405 +/- 7 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", указано, что категория земель не установлена.
В выводах Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 21 апреля 2015 г. N 01.2-02/2027 указано, что земельный участок по адресу: "адрес" расположен на территории общего пользования в границах красной линии улицы. В указанной зоне не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства.
При формировании данного ответа Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым использовался Генеральный план курортного района "Большая Ялта", утверждённый постановлением Совета Министров АР Крым от 15 июня 1993 г. N 136, выкопировка из которого находится в материалах дела.
Также согласно информации Администрации города Ялта Республики Крым, изложенной в письме от 6 ноября 2018 г. N 6690/02.1-40/1 и направленной во исполнение запроса Верховного Суда Республики Крым, из сведений публичной кадастровой карты Российской Федерации следует, что земельному участку, площадью 405 кв.м, с кадастровым номером N расположенному по адресу: "адрес" категория и вид разрешённого использования не установлены.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что земельный участок, кадастровый N, не отнесён к определённой категории земель.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что Администрация города Ялты Республики Крым на момент рассмотрения заявления Желага В.Н. 4 мая 2018 г. располагала достаточными сведениями о том, что земельный участок, кадастровый N, не отнесён к определённой категории земель, в связи с чем правомерно отказала Желага В.Н. в предоставлении в собственность земельного участка на основании подпункта 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, вопреки доводам административного истца об отсутствии оснований для отказа, данное основание указано в постановлении административного ответчика от 4 мая 2018 г. N 800-п.
Таким образом, принимая оспариваемое постановление от 4 мая 2018 г. N 800-п, Администрация города Ялты Республики Крым действовала в пределах полномочий, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 4 мая 2018г. N 800-п.
Принимая во внимание, что требование об установлении Администрации города Ялты Республики Крым обязанности совершить определённые действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 июля 2018г. по административному делу N 2а-2068/2018 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Желага Владимира Николаевича к Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, о признании незаконным постановления, обязании совершить определённые действия - отказать в полном объёме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.В. Кучеренко
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.