Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В,
судей Антоновой Н.В, Князева А.А,
при секретаре Шибаевой Е.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Авиакомпания "Победа" по доверенности Ермаковой Э.А. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2018 года, которым постановлено:
Требования Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственности "Авиакомпания "Победа" о признании незаконными действий по установлению габаритов, признании незаконными действий по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна предметы свыше установленных авиакомпанией габаритов, обязании привести в соответствие с требованиями ФАП - 82 "Правила перевозки" удовлетворить.
П ризнать незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для предметов из п. 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака).
Признать незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки предметы из п. 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака) свыше установленных авиакомпанией габаритов.
Обязать ООО "Авиакомпания "Победа" привести в соответствие с требованиями ФАП-82 "Правила перевозки",
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику ООО "Авиакомпания "Победа", в котором просит п ризнать незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для предметов из пункта 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минстранса России от 28.06.2007г. N 82 (далее ФАП-82) (за исключением рюкзака); признать незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки предметы из пункта 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака) свыше установленных авиакомпанией габаритов; обязать ООО "Авиакомпания "Победа" привести в соответствие с требованиями ФАП-82 "Правила перевозки".
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в ходе проведения проверки соответствия федеральному законодательству Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа" было установлено, что ООО "Авиакомпания "Победа" в нарушение норм действующего законодательства установило габариты для перевозки ручной клади из предметов пункта 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минстранса России от 28.06.2007г. N 82 ( в редакции Приказа Минтранса России от 05.10.2017 N 409). Так, согласно п. 9.1 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа" для безопасного размещения в пассажирском салоне максимальные суммарные габариты ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36 х 30 х 27 сантиметров (общий размер всех предметов). Ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 по количеству и весу не ограничиваются, но должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту. В соответствии с п. 9.2 Правил ручная кладь, габариты которой не соответствуют требованиям к ее безопасному размещению (пункт 9.1 Правил), перевозится в качестве зарегистрированного багажа с уплатой сбора, предусмотренного условиями применения тарифа.
Согласно пункта 133 ФАП-82 пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза ручной клади). В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти килограммов на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
Согласно пункта 135 Правил в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи: рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами; букет цветов; верхнюю одежду; детское питание для ребенка на время полета; костюм в портпледе; устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения; лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета; костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения; товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.
Учитывая, что положения пункта 135 ФАП -82 предоставляют пассажиру право на провоз в качестве ручной клади сверх нормы и без взимания дополнительной пла ты указанные предм еты, требования ООО "Авиакомпания "Победа" по установке габаритов для предметов из пункта 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака) незаконны и нарушают права неопределенного круга лиц.
Помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Ананьев А.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО "Авиакомпания "Победа" по доверенности Танкевич А.С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представил письменные пояснения, в которых указал, что полномочия перевозчика по установлению габаритов в отношении вещей, указанных в пункте 135 Правил (ФАП-82), распространяются только на рюкзаки; устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка; товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет. Представитель третьего лица просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика ООО "Авиакомпания "Победа" по доверенности Ермакова Э.А. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика ООО "Авиакомпания "Победа" по доверенности Танкевич А.С. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Романова В.О. в заседание судебной коллегии явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица Министерства транспорта РФ по доверенности Коновалов Д.В. в заседание судебной коллегии явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 1 ст.102 Воздушного кодекса РФ ю ридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п. 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ч. 3 ст. 786 Гражданского кодекса РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Согласно подпункта 2.1 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна.
Исходя из приведенных правовых норм установление перевозчиком нормы бесплатного провоза ручной клади должно соответствовать федеральным авиационным правилам, соблюдение которых призвано обеспечить как общие правила воздушной перевозки, так и необходимый уровень обслуживания пассажиров.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила, ФАП-82).
Согласно пункту 133 Правил (в редакции Приказа Минтранса России от 05.10.2017 N 409) пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза ручной клади).
В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.
Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти килограммов на одного пассажира.
Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
Согласно пункта 135 Правил (в редакции Приказа Минтранса России от 05.10.2017 N 409) в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:
рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;
букет цветов;
верхнюю одежду;
детское питание для ребенка на время полета;
костюм в портпледе;
устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;
костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Авиакомпания "Победа" осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 09.12.2014г, лицензии N ПП 0377 от 01.10.2015г. и сертификата эксплуатанта N562 от 05.11.2014, выданных Федеральным агентством воздушного транспорта.
Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в ходе мониторинга сети "Интернет" и по обращениям Манохина А.В. и Зимина С.Ю. проведена проверка соответствия федеральному законодательству правил перевозки пассажиров и багажа ООО "Авиакомпания "Победа".
В ходе проверки установлено, что в связи с внесением изменений в Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - ФАП-82) ООО "Авиакомпания "Победа" опубликованы на официальном сайте авиакомпании ( http :// www. pobeda. aero ) Правила перевозки ООО "Авиакомпания "Победа".
Согласно п. 9.1 Правил для безопасного размещения в пассажирском салоне максимальные суммарные габариты ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36 х 30 х 27 сантиметров (общий размер всех предметов). Ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 по количеству и весу не ограничиваются, но должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту.
В соответствии с п. 9.2 Правил ручная кладь, габариты которой не соответствуют требованиям к ее безопасному размещению (пункт 9.1 Правил), перевозится в качестве зарегистрированного багажа с уплатой сбора, предусмотренного условиями применения тарифа.
В связи с тем, что ФАП-82 предусмотрено право пассажира бесплатно провозить в салоне воздушного судна независимо от веса и установленных габаритов перевозчика предметы, указанные в п. 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака), а авиакомпания устанавливает ограничения для указанных предметов, на Правила авиакомпании был внесен протест.
Согласно ответу ООО "Авиакомпания "Победа" от 29.11.2017г. N2703 авиакомпания в рамках исполнения протеста из Правил исключила п. 9.3 ("Перевозка багажа, который необходимо провозить только в пассажирском салоне, может быть согласована авиакомпанией в соответствии с подпунктом 13 пункта 25 ФАП-82 при соблюдении следующих условий: наличие достаточного для его размещения свободного места в пассажирском салоне; габариты багажа составляют не более 115 сантиметров в сумме трех измерений; вес - не более 10 килограммов") и п. 9.4 ("Провоз такого багажа оплачивается по установленным тарифам после согласования его перевозки авиакомпанией (подпункт 13 пункта 25 ФАП-82)").
Руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований з аместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме, и признал незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для предметов из пункта 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака); признал незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки предметы из пункта 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака) свыше установленных авиакомпанией габаритов; возложил на ответчика ООО "Авиакомпания "Победа" обязанность привести в соответствие с требованиями ФАП-82 "Правила перевозки".
При этом суд исходил из того, что согласно пп. 2.1 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ пассажир имеет право бесплатно провозить ручную кладь в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна. В силу указанных правовых норм правила перевозчика должны соответствовать федеральным авиационным правилам.
Суд указал, что в нарушение норм действующего законодательства п. 9.1 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа" не соответствует пункту 135 ФАП-82, который предоставляет пассажиру право на провоз в качестве ручной клади сверх нормы и без взимания дополнительной платы указанных предметов, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований з аместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга в полном объеме.
При этом суд отклонил как несостоятельные доводы представителя ответчика о том, что оспариваемый пункт Правил был разработан в соответствии с рекомендациями изготовителя, поскольку в силу прямого указания норм действующего законодательства правила перевозчика должны соответствовать федеральным авиационным правилам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконными действий ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для следующих предметов из пункта 135 ФАП-82: дамской сумки, или портфеля с вложенными в рюкзак, или сумки, или портфеля вещами; букета цветов; верхней одежды; детского питания для ребенка на время полета; костюма в портпледе; лекарственных препаратов, специальных диетических потребностей в количестве, необходимом на время полета; костылей, тростей, ходунков, роллаторов, складного кресла-коляски, используемых пассажиром и имеющих габариты, позволяющих безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения; о п ризнании незаконными действий ООО "Авиакомпания "Победа" по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки вышеуказанных предметов из пункта 135 ФАП-82 свыше установленных авиакомпанией габаритов, а также с выводами суда о возложении на ответчика обязанности привести в соответствие с требованиями ФАП-82 "Правила перевозки".
Вместе с тем, судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда о признании незаконными действий ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для следующих предметов из пункта 135 ФАП-82: устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до двух лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, о п ризнании незаконными действий ООО "Авиакомпания "Победа" по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки вышеуказанных предметов из пункта 135 ФАП-82 свыше установленных авиакомпанией габаритов, поскольку в данной части решение суда постановлено без учета положений пункта 135 ФАП-82.
Так, пункт 135 ФАП-82 (в редакции Приказа Минтранса России от 05.10.2017 N 409) определяет вещи, которые пассажир перевозит сверх нормы ручной клади, установленной перевозчиком, и без взимания дополнительной платы.
При этом, исходя из содержания пункта 135 Правил, перевозчику предоставлены полномочия по установлению габаритов в отношении следующих вещей, указанных в пункте 135 Правил, а именно: рюкзака; устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до двух лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет.
В отношении остальных вещей, указанных в пункте 135 Правил, перевозчику не предоставлены полномочия по установлению габаритов, в связи с чем действия перевозчика по установлению габаритов в отношении вещей, указанных в пункте 135 Правил, за исключением рюкзака, устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до двух лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, являются незаконными, поскольку не соответствуют федеральным авиационным правилам, соблюдение которых призвано обеспечить как общие правила воздушной перевозки, так и необходимый уровень обслуживания пассажиров.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ ос нованиями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
В связи с чем в соответствии со ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции изменить и признает незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для предметов из пункта 135 ФАП-82 в отношении дамской сумки, или портфеля с вложенными в рюкзак, или сумки, или портфеля вещами; букета цветов; верхней одежды; детского питания для ребенка на время полета; костюма в портпледе; лекарственных препаратов, специальных диетических потребностей в количестве, необходимом на время полета; костылей, тростей, ходунков, роллаторов, складного кресла-коляски, используемых пассажиром и имеющих габариты, позволяющих безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения, а также действия ООО "Авиакомпания "Победа" по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки вышеуказанные предметы из пункта 135 ФАП-82 свыше установленных авиакомпанией габаритов.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что пункт 9.1 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа" был разработан в соответствии с рекомендациями изготовителя воздушных судов, не могут служить основанием для отмены постановленного решения и отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, поскольку указанные доводы основаны на неверном применении и толковании норм материального права, так как в силу пункта 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ ю ридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Кроме того, согласно пункта 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ правила воздушных перевозок, установленные перевозчиками, не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Вместе с тем, действия ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для предметов (за исключением рюкзака, устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до двух лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет) из пункта 135 ФАП-82, по запрету провозить в салоне воздушного судна предметы из пункта 135 ФАП-82 (за исключением рюкзака, устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до двух лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет ) свыше установленных авиакомпанией габаритов напрямую понижает уровень обслуживания граждан при осуществлении воздушных перевозок - согласно п. 9.1 Правил перевозчика, максимальные суммарные габариты ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36х30х27 сантиметров (общий размер всех предметов).
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что суммарные габариты ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82, которые не должны превышать 36х30х27 сантиметров (общий размер всех предметов), установлены в соответствии с ограничениями, предоставленными производителем воздушных судов, с целью соблюдения требований в области безопасности полетов, поскольку полное отсутствие ограничений на провоз вещей в салоне воздушного судна небезопасно и создает неконтролируемый риск нарушений условий эксплуатации воздушного судна, сопряженный с угрозой причинения вреда жизни и здоровья пассажиров при эволюциях воздушного судна.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что вышеуказанные доводы представителя ответчика о том, что удовлетворение исковых требований прокурора приведет к полному отсутствию ограничений на провоз вещей в салоне воздушного судна, основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации п ассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна.
Исходя из приведенных правовых норм установление перевозчиком нормы бесплатного провоза ручной клади должно соответствовать федеральным авиационным правилам, соблюдение которых призвано обеспечить как общие правила воздушной перевозки, так и необходимый уровень обслуживания пассажиров.
Определяя минимальную весовую норму бесплатного провоза ручной клади пассажиром, которая не может быть уменьшена перевозчиком, Правила предоставляют перевозчику возможность установления предельного веса и габаритов ручной клади, которые позволяют безопасно поместить ее в салоне воздушного судна (пункт 133 ФАП-82), одновременно предусматривая право пассажира провозить без взимания дополнительной платы в качестве ручной клади иные вещи, перечисленные в пункте 135 ФАП-82.
Положения Гражданского кодекса РФ Федерации, Воздушного кодекса РФ либо иных нормативных правовых актов не содержат предписаний, согласно которым правовой режим ручной клади не может быть распространен на вещи пассажира, перечисленные в пункте 135 Правил, если они не содержат запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов.
По смыслу указанных правовых норм режим ручной клади (провоз в салоне воздушного судна и без взимания дополнительной платы) распространен на личные вещи конкретного пассажира, которые находятся при нем или могут быть ему необходимы при воздушной перевозке в пути следования от пункта отправления до пункта назначения, включая пункты посадок.
При этом в соответствии с пунктом 135 ФАП-82 такие вещи, как устройство для переноса ребенка, костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска, должны иметь габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под впереди стоящим пассажирским сидением; рюкзак с вложенными в него вещами, устройство для переноса ребенка (детская люлька, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детская коляска и другие устройства) при перевозке ребенка, а также товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, не могут превышать вес и габариты, установленные правилами перевозчика.
При этом отсутствие в пункте 135 Правил специального указания на вес и габариты разрешенных к провозу в качестве ручной клади дамской сумки, или портфеля с вложенными в рюкзак, или сумки, или портфеля вещами; букета цветов; верхней одежды; детского питания для ребенка на время полета; костюма в портпледе; лекарственных препаратов, специальных диетических потребностей в количестве, необходимом на время полета; костылей, тростей, ходунков, роллаторов, складного кресла-коляски, используемых пассажиром и имеющих габариты, позволяющих безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения, в системе действующего правового регулирования не может быть истолковано как возможность провоза пассажиром в качестве таковых вещей, очевидно не относящихся к числу малогабаритных и позволяющих их поместить в местах провоза ручной клади без ущерба для реализации прав иных пассажиров или требований по обеспечению безопасности полетов.
Кроме того, пункт 135 ФАП-82 во взаимосвязи с иными нормами Правил, обеспечивая необходимый уровень обслуживания пассажиров, не предполагает, что пассажир без согласия перевозчика может провезти в салоне воздушного судна без взимания дополнительной платы вместе с имеющейся у него ручной кладью в пределах установленных перевозчиком норм сразу несколько комплектов верхней одежды, костюмов в портпледе или одновременно и рюкзак, и дамскую сумку, и портфель.
Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
С учетом положений ч. 1, 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ каждый из участников договора воздушной перевозки пассажира обязан соблюдать установленный законом принцип недопустимости злоупотребления правом.
Согласно пункту 5 ФАП-82 пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что пассажир и перевозчик, являющиеся сторонами договора перевозки, при исполнении договора перевозки должны действовать разумно и добросовестно, реализация права пассажира на провоз в салоне воздушного судна личных вещей, указанных в пункте 135 ФАП-82, в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы, должна осуществляться без ущерба для реализации прав иных пассажиров или требований по обеспечению безопасности полетов.
Пунктом 5 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно части 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.
Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Вместе с тем, с учетом вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, установление п. 9.1 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа" дополнительных требований по габаритам для предметов из пункта 135 ФАП-82 в отношении дамской сумки, или портфеля с вложенными в рюкзак, или сумки, или портфеля вещами; букета цветов; верхней одежды; детского питания для ребенка на время полета; костюма в портпледе; лекарственных препаратов, специальных диетических потребностей в количестве, необходимом на время полета; костылей, тростей, ходунков, роллаторов, складного кресла-коляски, используемых пассажиром и имеющих габариты, позволяющих безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения, противоречит части 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ и части 5 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что решением Верховного Суда РФ от 07 августа 2018 года по гражданскому делу N АКПИ18-530, оставленным без изменения апелляционным определением апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2018 года, в удовлетворении административного искового заявления ООО "Авиакомпания "Победа" о признании недействующим пункта 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г..N 82, в части установления возможности провоза пассажиром в качестве ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе, - отказано. При этом свои требования административный истец мотивировал тем, что оспариваемым пунктом Правил Министерство транспорта Российской Федерации неправомерно возложило на перевозчика не предусмотренную Воздушным кодексом РФ дополнительную обязанность принимать к перевозке вещи сверх нормы бесплатного провоза ручной клади.
Разрешая вышеуказанный спор, Верховный Суд РФ указал, что оспоренные ООО "Авиакомпания "Победа" в части Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", изданы компетентным федеральным органом во исполнение требований федерального законодательства в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка издания нормативного правового акта, требований, установленных для его государственной регистрации и опубликования; предписание пункта 135 Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и, следовательно, не нарушает права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2018 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственности "Авиакомпания "Победа" о признании незаконными действий по установлению габаритов для предметов из пункта 135 ФАП-82, признании незаконными действий по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки предметы из пункта 135 ФАП-82, свыше установленных авиакомпанией габаритов, обязании привести в соответствие с требованиями ФАП-82 "Правила перевозки" - удовлетворить частично.
П ризнать незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по установлению габаритов для предметов из пункта 135 ФАП- 82 в отношении
дамской сумки, или портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;
букета цветов;
верхней одежды;
детского питания для ребенка на время полета;
костюма в портпледе;
лекарственных препаратов, специальных диетических потребностей в количестве, необходимом на время полета;
костылей, тростей, ходунков, роллаторов, складного кресла-коляски, используемых пассажиром и имеющих габариты, позволяющих безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения.
Признать незаконными действия ООО "Авиакомпания "Победа" по запрету провозить пассажиру в салоне воздушного судна в рамках договора воздушной перевозки следующие предметы из пункта 135 ФАП-82 свыше установленных авиакомпанией габаритов, а именно:
дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;
букет цветов;
верхнюю одежду;
детское питание для ребенка на время полета;
костюм в портпледе;
лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;
костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения.
Обязать ООО "Авиакомпания "Победа" привести в соответствие с требованиями ФАП-82 "Правила перевозки".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.