Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего фио
Судей фио, фио
При секретаре фио
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
Дело по апелляционной жалобе фио
На решение Басманного районного суда адрес от дата,
Которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к наименование организации, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес о признании права на постановку на жилищный учет, обязании поставить на жилищный учет отказать.
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к наименование организации, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес о признании права на постановку на жилищный учет, обязании поставить на жилищный учет.
В обоснование требований указала, что дата дата находилась в организации для детей-сирот адрес, дата дата обучалась в ПТУ адрес в адрес, с дата работала и проживала в адрес (Калининской) области. С дата живет и работает в адрес, проживала по адресу: адрес.
Истец фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, поскольку на момент достижения как 18 лет, так и 23-х лет место жительства истца в адрес не подтверждено.
Представитель ответчика наименование организации по доверенности фио в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Ответчик Департамент городского имущества адрес в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, возражений относительно заявленных требований не представил, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе фио
фио в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя ДГИ адрес по доверенности фио, представителя Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио, представителя наименование организации по доверенности фио, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В силу ст. 2 Закона адрес "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в адрес", дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами адрес.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона адрес "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в адрес", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является адрес;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в адрес;
3) адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
В соответствии с Порядком формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП, лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, либо не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дата, самостоятельно обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо в подведомственную Департаменту труда и социальной защиты населения адрес уполномоченную организацию (далее - уполномоченная организация).
При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление о включении в список и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.
При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений, уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, направляет заявление о включении в список и указанные документы в уполномоченную организацию.
Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, либо со дня завершения уполномоченной организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта решения Департамента труда и социальной защиты населения адрес о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, которое в указанный срок с приложением документов направляет в Департамент труда и социальной защиты населения адрес.
Согласно п. 18 указанного Порядка основаниями для отказа во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список являются:
отсутствие у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, который не находится в государственной организации стационарного социального обслуживания адрес либо который не помещен уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, места жительства в адрес.
наличие у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот жилого помещения, в отношении которого он является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником, при отсутствии решения об установлении факта невозможности проживания этого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в указанном жилом помещении.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, фио (фамилия до брака - фио) В.А. родилась дата в адрес.
Сведения об отце в записи акта о рождении указаны по заявлению матери.
дата мать фио ( фио) фио Р.Г. умерла.
С дата по дата фио ( фио) В.А. воспитывалась в КГУ "Детский дом для детей с ограниченными возможностями в развитии" управления образования адрес (бывшая школа-интернат фио) адрес.
С дата проживала по адресу: адрес, мкр. Оргтруд, адрес, общ.
дата истец вступила в брак с фио
дата брак был прекращен.
С дата до дата проживала по адресу: адрес.
Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании, сторонами не оспаривались и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 31 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от дата N 872 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
Постановлением Совета Министров адрес от дата N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в адрес" были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в адрес, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади ( п.п. 12, 22, 25).
Таким образом, в соответствии с законодательством, впервые установившим право детей-сирот на обеспечение благоустроенным жилым помещением и действовавшим после достижения истцом совершеннолетнего возраста, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.
Со вступлением в дата в силу положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был установлен особый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, по смыслу ст.ст. 1 и 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилые помещения предоставляются при условии достижения ими совершеннолетия и нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Постановка на такой учет носит заявительный характер и производится на основании заявления граждан в возрасте до 23 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований фио о признании за ней права на постановку на жилищный учет, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о постановке на льготную очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот, а в дальнейшем с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец в компетентные органы с дата не обращалась, вопрос о предоставлении ей жилого помещения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не рассматривался.
Как разъяснил ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Однако, истцом в соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории, в качестве лица из числа детей-сирот, как с дата (по достижении совершеннолетия), так и с дата (с момента достижения 23-хлетнего возраста).
Доводы истца о постоянном длительном проживании в адрес с дата не свидетельствуют о соблюдении истцом установленного заявительного порядка постановки на учет лица из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Требования фио об обязании поставить на жилищный учет, судом также отклонены, поскольку отсутствуют законные основания в силу изложенного выше.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы жалобы об отсутствии у фио в собственности недвижимого имущества, о том, что жилое помещение за ней не закреплялось и она не знала о такой возможности, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены решения суда, поскольку истцом не представлено доказательств того, что до достижения возраста 23 лет она не имела возможности подать заявление в соответствующий орган для постановки на жилищный учет. Также ею не было представлено доказательств того, что она предпринимала попытки в юридически значимый период встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлена на учет по каким-либо обстоятельствам.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе с дополнениями, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истцов, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.