судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
судей Мухортых Е.Н, Бобровой Ю.М,
с участием прокурора Цветковой О.В,
при секретаре Семиной О.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Мусаевой О.Б, апелляционной жалобе истца Романенко Г.И, также по доверенности представляющего интересы Романенко А.Г, Романенко М.Г, Романенко С.А, на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года, которым постановлено :
В удовлетворении исковых требований Романенко Г.И, Романенко А.Г, Романенко М.Г, Романенко С.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о возложении обязанностей заключения договора социального найма - отказать.
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы к Романенко Г.И, Романенко А.Г, Романенко М.Г, Романенко С.А. о выселении без предоставления другого жилого помещения - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Романенко Г.И, Романенко А.Г, Романенко М.Г, Романенко С.А. обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы о возложении обязанностей заключения договора социального найма жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: *.
В обоснование исковых требований истцы указали, что спорное жилое помещение было предоставлено для временного проживания на период службы Романенко Г.И. в органах МВД на основании Распоряжения префекта Западного административного округа г. Москвы N 3008-РПЖ от 08.06.2006 года. Истец Романенко Г.И. и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1995 года. Романенко Г.И. является пенсионером по выслуге лет, а также инвалидом 2 группы. Истцы длительное время проживают в указанном жилом помещении, несут расходы по его содержанию, полагают, что в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы N 711-ПП имеют право на заключение договора социального найма спорного жилого помещения.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы, не согласившись с первоначальными исковыми требованиями, обратился со встречным иском к Романенко Г.И, Романенко А.Г, Романенко М.Г, Романенко С.А. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: *, без предоставления другого жилого помещения, по тем основаниям, что правообладателем спорного жилого является город Москва. Жилое помещение было предоставлено Романенко Г.И. и членам его семьи из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договору субаренды, заключенному в соответствии с Распоряжением префекта Западного административного округа г. Москвы N 3008-РПЖ от 08.06.2006 года, на период действия трудовых отношений с УВД ЗАО в пределах срока договора аренды. Ответчики зарегистрированы по месту жительства в общежитии по адресу: *, где занимают комнату 75, жилой площадью 17,8 кв.м. В связи с прекращением трудовых отношений с ГУ МВД России по г. Москве Распоряжением ДГИ г. Москвы от 29.05.2017 года N 15185 признано утратившим силу Распоряжение префекта ЗАО г. Москвы от 08.06.2006 года N 3008-РПЖ, действие договора субаренды спорной трехкомнатной квартиры прекращено. Спорное жилое помещение предоставлено ГУ МВД России по г. Москве для вселения сотрудников по договору служебного жилого помещения на период прохождения службы, отнесено к специализированному жилищному фонду города Москвы. 21.06.2017 года ДГИ г. Москвы на имя Романенко Г.И. направлено уведомление о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения. Письмом от 24.07.2017 года N ДГИ-ГР-63934/17-1 Романенко Г.И. проинформирован об отказе в заключении договора социального найма занимаемого жилого помещения и необходимости освобождения жилого помещения со сдачей ключей. Поскольку, договор найма служебного жилого помещения прекращен, оснований для дальнейшего проживания ответчиков в спорном жилом помещении не имеется.
Истец Романенко Г.И, представитель истцов Романенко Г.И, Романенко С.А, Романенко М.Г, Романенко А.Г. в судебное заседание явились, первоначальные исковые требования поддержали, встречные исковые требования не признали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, первоначальные исковые требования не признал, встречные исковые требования поддержал.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое истец оманенко Г.И, также представляющий интересы ис
Романенко Г.И, также представляющий по доверенности интересы истцов Романенко С.А, Романенко А.Г, Романенко М.Г. просит отменить по доводам апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ДГИ г. Москвы заключить договор социального найма, полагая в указанной части решение незаконным и необоснованным, поскольку в силу Постановления Правительства г. Москвы N 711-ПП истцы имеют право на заключение договора социального найма.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Мусаева О.Б. просит решение отменить по доводам апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении исковых требований о выселении, полагая в указанной части решение незаконным и необоснованным, поскольку в указанной части судом неправильно применены норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав Романенко Г.И, также представляющего по доверенности интересы истцов Романенко А.Г, Романенко М.Г, Романенко С.А, представителя истцов по доверенности и ордеру Александрова В.В, прокурора Цветкову О.В, рассмотрев дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно и судом установлено, что спорное жилое помещение - отдельная трехкомнатная квартира общей площадью 91,6 кв.м, жилой площадью 37,7 кв.м, расположена по адресу: *, правообладателем права собственности квартиры является город Москва.
В соответствии с Распоряжением Префекта Западного административного округа г. Москвы N 3008-РПЖ от 08 июня 2006 года, между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (арендодатель) и Управлением внутренних дел Западного административного округа г. Москвы (арендатор) 14 сентября 2006 года заключен договор N 247-06/06-1186 аренды жилого помещения, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное возмездное владение и пользование спорное жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу: * для использования в целях проживания сотрудника организации (п. 1.1. договора). Согласно п. 1.2. договора, срок аренды жилого помещения устанавливается на пять лет, с 08 июня 2006 года по 07 июня 2011 года.
14 сентября 2006 года между УВД ЗАО г. Москвы (наймодатель) и истцом Романенко Г.И. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения N *, в соответствии с которым Романенко Г.И. и членам его семьи в срочное возмездное пользование предоставлено спорное жилое помещение для использования в целях проживания. Срок найма жилого помещения устанавливается на 5 лет, с 08 июня 2006 года по 07 июня 2011 года (п. 1.2. договора).
Согласно п.6.1 договора найма, договор подлежит расторжению с выселением нанимателя и лиц, совместно проживающих с ним при окончании срока действия договора.
Истец Романенко Г.И. с 29 января 1986 года по 04 октября 2010 года работал в органах внутренних дел Российской Федерации, уволен из органов внутренних дел по п. "в" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О полиции" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет в органах внутренних дел на день увольнения составляет в календарном исчислении 23 года 01 мес. 20 дней.
Романенко Г.И. обратился в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу заключения договора социального найма спорной квартиры.
ДГИ г. Москвы письмом N ДГИ-ГР-63934/17-1 от 24 июля 2017 года сообщил об отсутствии оснований для заключения договора социального найма на занимаемое истцом жилое помещение.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований об обязании ДГИ г. Москвы заключить договор социального найма спорного жилого помещения, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено Романенко Г.И. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от 14 сентября 2006 года, то есть после 1 марта 2005 года. Квартира предоставлена истцу во временное пользование на период трудовых отношений. Договор найма служебного жилого помещения недействительным не признавался. Собственник жилого помещения не принимал решения об изменении статуса и назначения спорного жилого помещения, который был определен им, как служебное.
Ссылку стороны истцов на Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП суд правильно не принял во внимание. поскольку действие указанного Постановления N 711-ПП распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть распространяется на правоотношения, возникшие до 1 марта 2005 года.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований об обязании ДГИ г. Москвы заключить договор социального найма, основанным на нормах действующего законодательства, согласна.
В соответствии с п. 2.5. Постановления Правительства города Москвы от 20 октября 2009 года N 1128 - ПП ( в редакции от 02.02.2017 года) "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы", договор найма служебного жилого помещения - соглашение, по которому одна сторона - Департамент городского имущества города Москвы или уполномоченное им лицо (наймодатель), действующий от имени собственника служебного жилого помещения - города Москвы, обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) и членам его семьи данное жилое помещение во временное владение и пользование (внаем) за плату для временного проживания в нем, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с его целевым назначением и своевременно выполнять обязательства по договору.
Из положения п. 2.7 указанного Постановления, следует, что объектом договора найма служебного жилого помещения является изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное применительно к условиям города Москвы и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Согласно п. 2.8. Постановления Правительства города Москвы от 20 октября 2009 года N 1128 - ПП ( в редакции от 02.02.2017 года) "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы", договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
В соответствии с п. 2.9. Постановления Правительства города Москвы от 20 октября 2009 года N 1128 - ПП ( в редакции от 02.02.2017 года) "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы", договор найма служебного жилого помещения заключается на период замещения работником государственной должности, прохождения им службы в государственном органе или на период трудовых отношений работника с государственным органом, государственным учреждением (предприятием).
В силу п. 2.6. Постановления Правительства города Москвы от 20 октября 2009 года N 1128 - ПП ( в редакции от 02.02.2017 года) "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы", служебные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы не подлежат передаче в собственность в порядке приватизации и отчуждению по гражданско-правовым сделкам, обмену, передаче в поднаем, по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, по иным видам договоров. В служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда города Москвы не разрешаются самовольные переустройство и (или) перепланировка.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что они имеют право на заключение договор социального найма жилого помещения в силу положения Постановления Правительства Москвы N 711-ПП, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права, основанием к отмене решения суда в части отказа в удовлетворении первоначальных требований и удовлетворению первоначальных требований, не являются.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Ч. 1 ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В силу п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании ч 1 ст.44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований о выселении, суд первой инстанции сослался на Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.), исходил из того, что выслуга лет истца Романенко Г.И. на день увольнения в органах МВД составила в календарном исчислении более 20 лет, истец и члены его семьи с 1995 года состоят на учете по улучшению жилищных условий, жилым помещением не обеспечены, наличие комнаты в общежитии по месту регистрации не свидетельствует об обеспечении истца и членов его семьи жилым помещением на условиях договора социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Однако, с выводом суда об отказе в удовлетворении встречных исковых требований согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии с п.27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
П. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Однако, со ссылкой суда на указанное Типовое положение согласиться нельзя, поскольку спорное жилое помещение к собственности Российской Федерации не отнесено, в оперативное управление органам внутренних дел, либо другим федеральным правоохранительным органам не передавалось, спорная квартира принадлежит городу Москве.
Ссылка суда на то, что семья истца состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не может являться основанием к отказу в удовлетворении встречных исковых требований.
Как следует из материалов дела, семья истца никогда в спорном жилом помещении зарегистрирована не была.
Истец и члены его семьи зарегистрированы в комнате N * площадью жилого помещения размером 24, 5 кв.м, жилой площадью 17,8 кв.м в помещении VIII по адресу: *.
На л.д.73 имеется копия Распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 02 декабря 2013 года N Р-57-13987, в соответствии с которым УДЖП и ЖФ г. Москвы в ЗАО поручено оформить договор социального найма с Романенко Г.И. с семьей из 4-х человек на вышеуказанную комнату в общежитии.
В соответствии со ст.17 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 " Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет.
Семья истца состоит на учете по улучшению жилищных условий с 1995 года, будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности.
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 29.05.2017 года N 15185 признано утратившим силу Распоряжение префекта ЗАО г. Москвы от 08.06.2006 N 3008-РПЖ, согласно которому Романенко Г.И. на период трудовых отношений предоставлено спорное жилое помещение.
При таких обстоятельствах законные основания для проживания семьи Романенко в спорном жилом помещении отсутствуют.
Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении встречного иска о выселении нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований ДГИ г. Москвы к Романенко С.А, Романенко Г.И, Романенко М.Г, Романенко А.Г. о выселении.
Постановить в указанной части новое решение.
Выселить Романенко Г.И, Романенко А.Г, Романенко М.Г, Романенко С.А. из жилого помещения по адресу: *, без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.