Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Семченко А.В,
судей Пильгановой В.М,
Рачиной К.А,
при секретаре Сихарулидзе А.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 01 июня 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы предоставить Чертовски Д.А. вертикализатор с четерехуровневой системой вертикализации с функцией ходьбы, согласно ИПРА,
установила:
Чертовски Д.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов", Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, в котором просит обязать предоставить вертикализатор с четырехуровневой системой вертикализации с функцией ходьбы, согласно ИПРА.
Исковые требования мотивированы тем, что Чертовски Д.А. является инвалидом с детства, ей установлена * группа инвалидности. 12 августа 2013 г. для истца Филиалом N 60 ФКУ ГБ МСЭ по г. Москве была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида ИПР, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. В указанной ИПР в качестве технического средства реабилитации был указан вертикализатор с четырехуровневой системой вертикализации. Истца поставили на учет лиц, нуждающихся в обеспечении вертикализатором 26 августа 2014 г, однако до настоящего времени техническое средство не представлено.
Затягивание предоставления технического средства реабилитации приводит к значительному ущербу для жизни и здоровья истца и влечет необратимые последствия.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещалась судом о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Кислова И.М. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала.
Представитель ответчика ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещался судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Кислова И.М. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов" по доверенности Бесолов А.Р. в заседании судебной коллегии полагал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Истец Чертовски Д.А. в заседание судебной коллегии не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции не отвечает.
Судом при рассмотрении дела установлено, Чертовски Д.А, **** г.р, является инвалидом с детства, ей установлена * группа инвалидности.
12 августа 2013 г. для Чертовски Д.А. филиалом N 60 ФКУ ГБ МСЭ по г. Москве разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида ИПР, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в которой в качестве технического средства реабилитации указан вертикализатор с четырехуровневой системой вертикализации за счет собственных средств.
24 октября 2013 г. Чертовски Д.А. обратилась в Департамент социальной защиты населения города Москвы с заявлением об обеспечении ее вертикализатором с четырехуровневой системой вертикализации с функцией ходьбы и внесения изменений в ИПР с указанием в качестве исполнителя Департамента социальной защиты населения города Москвы.
26 августа 2014 г. ГБУ города Москвы "Ресурсный центр для инвалидов" Департамента социальной защиты города Москвы Чертовски Д.А. была поставлена на учет для обеспечения ее техническим средством реабилитации: вертикализатором с четырехуровневой системой вертикализации, номер истца в очереди 15.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и исходил из того, что выполнение ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами, Департамент труда и социальной защиты города Москвы обязался предоставить Чертовски Д.А. техническое средство реабилитации, однако истец до настоящего времени не обеспечена вертикализатором с четырехуровневой системой вертикализации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно ч. 15 ст. 11.1 указанного Федерального закона перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с данным Перечнем, тренажеры "вертикализатор с четырехуровневой системой вертикализации с функцией ходьбы" не включены в указанный федеральный перечень.
Закон г. Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее - меры социальной поддержки).
Согласно ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" меры социальной поддержки предоставляются следующим гражданам: инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности); детям-инвалидам; лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.
Согласно ст. 5 данного Закона меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.
В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.
Решение об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2015 г. N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы", Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми; организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг, психологической помощи; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; реализации мероприятий по преодолению сиротства и устройству детей, лишенных родительского попечения, в семью; организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействию занятости населения, трудовой миграции; охране труда и защите от безработицы; предоставлению в указанной сфере государственных услуг; координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации государственной политики в сфере демографии.
Постановлением Правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 841-ПП " О порядке осуществления переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки ", в целях реализации Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утверждены Правила обеспечения техническими средствами реабилитации, услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации (приложение 1).
В соответствии с данным Постановлением, уполномоченными органами по обеспечению техническими средствами реабилитации, услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим постановлением, являются Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы.
Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется ввод информации об обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим постановлением, в Автоматизированную систему ведения Общегородского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации, услуг, выплаты компенсаций отдельным категориям граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету города Москвы в виде субвенций в установленном порядке.
Согласно п. 6 Правил обеспечения техническими средствами реабилитации, услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, в случае наличия в распоряжении ГБУ "Ресурсный центр для инвалидов", ЦСО запрашиваемого технического средства обеспечение таким техническим средством осуществляется соответственно ГБУ "Ресурсный центр для инвалидов", ЦСО в день обращения инвалида после регистрации заявления о предоставлении технического средства и постановки инвалида на учет по обеспечению техническим средством, протезным изделием.
В случае отсутствия в распоряжении ГБУ "Ресурсный центр для инвалидов", ЦСО запрашиваемого технического средства ГБУ "Ресурсный центр для инвалидов", ЦСО в день обращения с заявлением о предоставлении технического средства осуществляет регистрацию такого заявления и постановку инвалида на учет по обеспечению техническим средством, протезным изделием для последующего обеспечения техническим средством (п. 6 (1) Правил).
В случае поступления технического средства ЦСО в срок не позднее трех рабочих дней со дня его поступления уведомляет об этом инвалида способом, подтверждающим получение уведомления, и обеспечивает инвалида необходимым техническим средством.
Закупка технических средств реабилитации всех видов (как включенных в федеральный Перечень, так и предоставляемых как дополнительные меры социальной поддержки инвалидов в Москве) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из объяснений Департамента труда и социальной защиты города Москвы следует, что ежегодно из городского бюджета выделяется определенный лимит денежных средств, который в первую очередь распределяется на закупку технических средств реабилитации, входящих в федеральный Перечень, являющийся обязательным для исполнения, во вторую очередь - дополнительно на закупку технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень (согласно Общегородского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности). В связи с высокой стоимостью технических средств реабилитации количество закупаемых Департаментом изделий не позволяет обеспечить ими всех состоящих на учете инвалидов своевременно.
Обращение гражданина, нуждающегося в техническом средстве реабилитации, не входящего в федеральный Перечень, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой технические средства реабилитации должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Таким образом, не исключается установление очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда РФ от 03 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение технических средств реабилитации имеют в равной степени все лица, указанные в ст. 8 Закона г. Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", внеочередное или первоочередное обеспечение техническими средствами реабилитации кого-либо из этих категорий данный закон не предусматривает.
Из объяснений ответчиков также следует, что на получение вертикализаторов имеется очередь, Чертовски Д.А. включена в списки на предоставление указанного технического средства реабилитации с даты подачи соответствующего заявления, в настоящее время в данном списке она состоит под номером 15.
При указанных обстоятельствах, разрешая спор, суд неправильно истолковал подлежащие применению положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При принятии решения, обязывающего Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы предоставить Чертовски Д.А. техническое средство реабилитации, судом не приняты во внимание права иных граждан, состоящих на учете для получения вертикализатора с четырехуровневой системой вертикализации с функцией ходьбы, заявления которых о предоставлении ТСР были зарегистрированы ранее обращения истца.
Суд также не учел, что порядок закупки технических средств реабилитации установлен положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При изложенных обстоятельствах, с учетом положений приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Н а основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовског о районного суда г. Москвы от 01 июня 2018 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Чертовски Д.А. к ГБУ г. Москвы "Ресурсный центр для инвалидов", Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы об обязании предоставить вертикализатор с четырехуровневой системой вертикализации с функцией ходьбы, согласно ИПРА.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.