Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
В составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Масленниковой Л.В, Дегтеревой О.В,
при секретаре Долгой И.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Онищенко Ю.И. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 06 июля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Онищенко Ю.И. к ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области об установлении страховой пенсии - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Онищенко Ю.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 9 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязании назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов, указав, что является получателем пенсии за выслугу лет, как военнослужащий.
Военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и пенсии по старости. Право на пенсию, как указывает истец, у него возникло в 2011 году. К моменту обращения к ответчику 25.08.2017 г. имел трудовой стаж 5 лет, необходимый для назначения пенсии по законодательству, действовавшему на момент достижения возраста 60 лет, однако ответчиком, по мнению истца, незаконно в назначении пенсии было отказано.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 9 по городу Москве и Московской области в судебное заседание явился; иск не признал, считая его необоснованным.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Онищенко Ю.И.
Проверив материалы дела, заслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (в редакции, действующей с 01.01.2015 г.) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от
28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Онищенко Ю.И,
30 ноября 1951 года рождения, с 20 мая 2010 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с ФЗ-4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в выслугу лет включены периоды с 31.08.1969г. по 19.05.2010г.
25 августа 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости военнослужащим (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением ГУ - Главное управление ПФР N 9 по городу Москве и Московской области от 21 ноября 2017 года Онищенко Ю.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с отсутствием требуемого страхового стажа для установления данного вида пенсии.
При этом к зачету приняты периоды трудовой деятельности истца, не учтенные при назначении пенсии за выслугу лет: с 12.10.2011г. по 10.05.2017г, всего страховой стаж истца составил 5 лет 06 месяцев 29 дней.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которым введено новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.
Согласно положениям статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости на общих основаниях будут иметь мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем переходными положениями, закрепленными статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
Так, согласно положениям частей 1 и 2 рассматриваемой статьи продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет и начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины 30 (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Учитывая изложенное, для застрахованных лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) в 2015 году либо ранее, требуемая продолжительность страхового стажа будет составлять 6 лет, величина ИПК - 6,6 независимо от года назначения указанной страховой пенсии.
Следует отметить, что законодателем не установлено каких-либо правил о сохранении ранее приобретенного права на пенсию за лицами, которые ко дню вступления в силу данного Федерального закона соответствовали условиям, необходимым для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (достигли возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) и имели не менее 5 лет страхового стажа).
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, "изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.".
Указанная возможность предусмотрена нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, устанавливающими переходный период для постепенного увеличения продолжительности страхового стажа, необходимого для возникновения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях, и введенной дополнительно величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Также следует отметить, что Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусматривает исчисление указанного стажа по правилам, действовавшим в период выполнения работы (иной деятельности).
Кроме того, период с момента опубликования Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ до дня его вступления в силу (более года) является достаточным сроком для адаптации застрахованных лиц к вносимым в законодательство изменениям.
Следовательно, условия, закрепленные положениями статьи 8 названного Федерального закона, определяющие право застрахованных лиц на установление страховой пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений статьи 35 данного Федерального закона), относятся ко всем лицам, которым пенсия назначается начиная с 01.01.2015, независимо от того, возникло у них в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием право на установление пенсии или нет.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 06 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.