Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: Пильгуна А.С.,
Судей Кочергиной Т.В, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе истца Фролова О.И. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Фролова О*И* к ДГИ города Москвы об обязании предоставить земельный участок, взыскать моральный вред, судебные расходы,- отказать,
УСТАНОВИЛА:
Фролов О.И. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании предоставить земельный участок, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом второй группы, в связи с чем обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако уведомлениями NДГИ-ГР-90533/17-1 и N ДГИ-ЭГР-38010/17-1 от 15 ноября 2017 года ему было отказано. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд обязать Департамент городского имущества г.Москвы предоставить ему, как инвалиду второй группы, земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Истец Фролов О.И. в судебное заседание суда первой инстанции явился, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не предоставил.
Третье лицо Управление Росреестра по г.Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причинах отсутствия, не предоставили.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Фролов О.И.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав истца Фролова О.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Мусина Д.И, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является инвалидом 2 группы с детства, зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***.
Фролов О.И. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлениями от 18 октября 2017 года и 24 октября 2017 года по вопросу предоставления земельного участка льготной категории граждан.
Уведомлениями Департамента городского имущества г..Москвы NДГИ-ГР-90533/17-1 и N ДГИ-ЭГР-38010/17-1 от 15 ноября 2017 года истцу было разъяснено, что любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике, между тем, в городе Москве имеется ограниченное количество земельных участков, свободных от прав третьих лиц, с необходимым разрешенным использованием в целях возможного предоставления для индивидуального жилищного строительства возможность обеспечить равные условия всем льготным категориям граждан при реализации права бесплатного приобретения соответствующих земельных участков отсутствует. В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", в городе Москве все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется. Как также сообщено заявителю в письме, ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводческих и дачных некоммерческих объединений, однако в настоящее время префектуры административных округов города Москвы в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2013 года N 76-ПП прекратили осуществление ранее возложенных на них полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках.
Принимая во внимание ограничения, по имеющемуся земельному фонду на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретенному за счет средств города Москвы, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется.
Как предусмотрено ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в целях предоставления им льгот осуществляется по месту их жительства.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления участвуют в осуществлении мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории муниципального образования. Субъект Российской Федерации город Москва осуществляет местное самоуправление на территории города Москвы, исходя из интересов населения, проживающего на его территории, в связи с чем, земельные участки, находящиеся в ведении администрации города Москвы и являющиеся ресурсами данного образования, могут быть предоставлены в порядке ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жителям данного образования.
Как верно указал суд, отношения в сфере землепользования в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 19.12.2007 года N 48, в статье 1 которого определено, что действие настоящего Закона распространяется на все земли, расположенные в границах города Москвы. Законодательные акты о реализации права на первоочередное получение земельного участка городом Москвой не принимались. Возможность реализации указанного права в отсутствии нуждаемости в предоставлении жилья законодательством города Москвы не предусмотрена.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм материального права, а также ст.ст. 30, 30.1, 31 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу об отсутствии допущенных со стороны Департамента городского имущества г.Москвы нарушений жилищных прав истца, согласившись с позицией Департамента городского имущества г.Москвы и отказав истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска соглашается и полагает необходимым отметить, что помимо фактического отсутствия на территории г.Москвы достаточного количества земельных участков с необходимым разрешенным использованием в целях возможного предоставления для индивидуального жилищного строительства, в силу положений действующего законодательства первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
В городе Москве порядок и основания постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях урегулированы Законом г.Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Какие-либо иные законодательные акты о реализации жилищных прав инвалидов, в частности, права на первоочередное получение земельного участка, городом Москвой не принимались.
Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения истцом не представлено доказательств того, что он в установленном законом порядке признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий или нуждающимся в предоставлении жилых помещений и состоит на жилищном учете.
Между тем, возможность реализации прав граждан на улучшение жилищных условий путем предоставления жилья либо иных мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий граждан, в том числе и инвалидов, в отсутствие признания их нуждающимися в таковом улучшении, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что отказывая в удовлетворении иска, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, выводов суда не опровергают, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Фролова О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.