Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.В.
и судей Князева А.А, Полковникова С.В.
при секретаре Курбановой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Князева А.А.
гражданское дело по иску Бушковой ОН к Бушковой ГН о признании недостойным наследником, отстранении от наследования, признании единственным наследником, признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс,
по апелляционной жалобе (с учетом дополнения к ней) ответчика Бушковой ГН на решение Савеловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2017 года (в редакции определения того же суда от 27 июня 2018 года об исправлении описки), которым иск Бушковой ОН удовлетворен частично,
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 1, ст. 193, 199, ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2017 года (в редакции определения того же суда от 27 июня 2018 года об исправлении описки) - отменить в части иска Бушковой ОН к Бушковой ГН о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс; принять по делу в данной части новое решение; в удовлетворении иска Бушковой ОН к Бушковой ГН о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс - отказать; в остальной части решение Савеловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2017 года (в редакции определения того же суда от 27 июня 2018 года об исправлении описки) - оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья 1-ой инстанции: Лысенко С.В. N 33-51119/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 10 декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.В.
и судей Князева А.А, Полковникова С.В.
при секретаре Курбановой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Князева А.А.
гражданское дело по иску Бушковой ОН к Бушковой ГН о признании недостойным наследником, отстранении от наследования, признании единственным наследником, признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс,
по апелляционной жалобе (с учетом дополнения к ней) ответчика Бушковой ГН на решение Савеловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2017 года (в редакции определения того же суда от 27 июня 2018 года об исправлении описки), которым иск Бушковой ОН удовлетворен частично,
УСТАНОВИЛА:
Бушкова О.Н. обратилась в суд с иском к Бушковой Г.Н. о признании недостойным наследником, отстранении от наследования, признании единственным наследником, признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2017 года (в редакции определения того же суда от 27 июня 2018 года об исправлении описки) иск Бушковой О.Н. удовлетворен частично; постановлено:
-признать наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс N ****, площадью 19,00 кв.м, расположенный в гаражном кооперативе "****" по адресу: ****- Бушкову Л.М.;
-включить выплаченный пай за гаражный бокс N ****, площадью 19,00 кв.м, расположенный в гаражном кооперативе "****" по адресу: ****, в наследственную массу после смерти Бушковой Л.М, умершей 18.11.2011 г.;
-признать за Бушковой О.Н. право собственности на ? долю выплаченного пая за гаражный бокс N ****, площадью 19,00 кв.м, расположенный в гаражном кооперативе "****" по адресу: ****, в порядке наследования после смерти Бушковой Л.М, умершей 18.11.2011 г.;
-в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения к ней) ответчик Бушкова Г.Н. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его в соответствующей части незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии представитель ответчика Бушковой Г.Н. - Чепурная И.Ю. явилась; апелляционную жалобу (с учетом дополнения к ней) поддержала.
В судебное заседание судебной коллегии представитель истца Бушковой О.Н. - Молотовщиков В.О. явился; апелляционную жалобу (с учетом дополнения к ней) не признал.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней), выслушав объяснения участников процесса, явившихся в судебное заседание судебной коллегии, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что стороны по настоящему гражданскому делу Бушкова О.Н. и Бушкова Г.Н. являются сестрами, между которыми в данное время имеют место резко конфликтные отношения.
Их матерью являлась Бушкова Л.М, которая скончалась 18 ноября 2011 года.
Обе сестры Бушкова О.Н. и Бушкова Г.Н. претендуют на наследство, открывшееся после смерти их матери Бущковой Л.М, в качестве наследников первой очереди.
В рамках настоящего спора истцом Бушковой О.Н. поставлен перед судом вопрос, в частности, о признании Бушковой Г.Н. недостойным наследником, отстранении ее от наследования после смерти Бушковой Л.М, признании Бушковой О.Н. единственным наследником после смерти Бушковой Л.М.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд, руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении названной части исковых требований Бушковой О.Н.; при этом, суд исходил из того, что иск Бушковой О.Н. в данной части по существу не доказан, при жизни фактов обращений Бушковой Л.М. в правоохранительные органы или в суд в порядке частного обвинения по вопросу о привлечении ответчика к ответственности за насильственные действия в отношении наследодателя не имелось; фактов умышленного причинения ответчиком вреда наследодателю, его жизни и здоровью также не установлено; у ответчика не имелось установленной решением суда обязанности по содержанию ее матери, в связи с чем заявленное неучастие в ее содержании также не является основанием для признания ответчика недостойным наследником; совершение ответчиком умышленных противоправных действий, направленных против наследодателя, либо ее уклонение от исполнения обязанностей в отношении наследодателя, материалами дела не подтверждается; доводы истца выражают субъективное несогласие истца с переходом имущества к ответчику в порядке наследования.
В данной части судебное решение по существу в апелляционной жалобе стороной ответчика не оспаривается; стороной истца апелляционная жалоба на решение суда не подавалась; в силу ст. 327.1 ГПК РФ и конкретных фактических обстоятельств настоящего дела судебная коллегия не усматривает правовых оснований для выхода за пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем в этой части решение суда должно быть оставлено без изменения.
В остальной части (в части иска Бушковой Ольги Николаевны к Бушковой Галине Николаевне о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс) решение суда подлежит отмене в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Из дела видно, что предметом спора в этой части является гаражный бокс, расположенный в ГСК "****" по адресу ****, первоначальной площадью 18 кв.м. Также данный гаражный бокс был учтен в качестве находящегося по адресу: ****. В настоящее время по данным Единого государственного реестра недвижимости указанный гаражный бокс имеет адрес ****, а площадь гаражного бокса учтена по уточненным данным кадастрового учета в размере 19,0 кв.м.
Названные адреса относятся к одному объекту недвижимости, что не отрицалось обеими сторонами в ходе апелляционного рассмотрения данного дела и объективно следует из материалов дела, в том числе из принятых судебной коллегией дополнительных доказательств по делу на основании п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" от 19 июня 2012 года N 13, так как при рассмотрении дела в данной части в суде первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены неправильно, а равно не были доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обратившись в суд с иском в указанной части, истец исходила из того, что данный гаражный бокс (паенакопления за гаражный бокс) должны быть признаны наследственным имуществом после смерти матери сторон - Бушковой Л.М.
Возражая против заявленных исковых требований в этой части, сторона ответчика утверждала, что данный гаражный бокс (паенакопления за гаражный бокс) не могут быть отнесены к наследственному имуществу после смерти Бушковой Л.М, так как Бушкова Г.Н. (ответчик по данному делу) является собственником этого имущества на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23 ноября 1993 года после смерти отца сторон Бушкова Н.С, умершего 21 мая 1993 года, в том числе ввиду отказа от наследства в ее пользу жены наследодателя Бушковой Л.М. и дочери наследодателя Бушковой О.Н. (истца по данному делу).
Рассмотрев дело в данной части, суд по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу о том, что иск о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным не подлежит удовлетворению, так как оригинал указанного документа в материалы дела не представлен, а требования о признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на 1/2 долю выплаченного пая за гаражный бокс подлежат удовлетворению, так как пайщиком (членом кооператива) являлась Бушкова Л.М, которой в 1990 году полностью выплачен пай за спорный гаражный бокс, который входит в состав наследства после ее смерти.
Однако, при этом, суд не учел, что свидетельство о праве на наследство (ст. 70-71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, ст. 1162 ГК РФ) носит правоустанавливающий характер и является публичным документом, подтверждающим право на указанное в нем наследственное имущество, а наследственные дела и находящиеся в их составе экземпляры свидетельств о праве на наследство относятся к числу документов длительного хранения.
В силу ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Тем самым, в случае принятия наследником наследства и выдаче на его имя свидетельства о праве на наследство в виде определенного имущества данное лицо согласно закону признается собственником этого имущества независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При таких данных, юридически-значимым обстоятельством по данному делу являлся вопрос о том, выдавалось ли 23 ноября 1993 года на имя Бушковой Г.Н. свидетельство о праве на наследство на спорный гаражный бокс, который судом в нарушение положений ст. 2, 12, 56, 196, 198 ГПК РФ установлен и проверен не был.
Вместе с тем, в судебное заседание судебной коллегии стороной ответчика представлен для обозрения (заверенная копия для приобщения в дело) оригинал дубликата названного свидетельства о праве на наследство от 23 ноября 1993 года, в соответствии с которым собственником спорного гаражного бокса является ответчик Бушкова Г.Н.
Документы, представленные сторонами в суд апелляционной инстанции, приняты судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств по делу на основании п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" от 19 июня 2012 года N 13, так как при рассмотрении дела в данной части в суде первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены неправильно, а равно не были доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поскольку начиная с 1993 года собственником спорного гаражного бокса являлась Бушкова Г.Н, свидетельство о праве на наследство на это имущество на дату смерти наследодателя Бушковой Л.М. оспорено не было, постольку данный гаражный бокс (паенакопления за гаражный бокс) не входил в состав наследства, открывшегося после смерти Бушковой Л.М, в связи с чем принятое судом решение по иску Бушковой О.Н. в указанной части грубо противоречит вышеуказанным требованиям материального закона.
На основании ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно справке N 396 от 06 сентября 1993 года, на основании которой выдано свидетельство о праве на наследство от 23 ноября 1993 года, членом ГК "****" являлся Бушков Н.С, который полностью внес свой паевой взнос за гараж-бокс **** в размере **** рублей.
Соответствие действительности данной справки 1993 года было подтверждено в том же 1993 году со стороны Бушковой Л.М, которой (вместе с ее дочерью Бушковой О.Н, истцом по данному делу) было написано соответствующее заявление от 18 ноября 1993 года об отказе от причитающейся им доли на наследство к имуществу умершего Бушкова Н.С. в пользу его дочери Бушковой Г.Н, ответчика по данному делу.
Факт написания подобного заявления об отказе от наследства в 1993 году сторона истца Бушковой О.Н. в ходе судебного разбирательства по существу не опровергла.
Тем самым, в 1993 году Бушкова Л.М. (равно как и сама Бушкова О.Н.) признавала единственным собственником спорного имущества свою дочь Бушкову Г.Н, в связи с чем представленные в материалы дела документы, на основании которых суд сделал вывод о том, что членом-пайщиком гаражного кооператива являлась Бушкова Л.М. и ей принадлежало право собственности на паенакопления за гаражный бокс, признаются судебной коллегией в качестве имеющих недостоверный характер, так как их содержание опровергается действиями в 1993 году самой Бушковой Л.М.
Последующие противоречия в документах гаражного кооператива, вызванные в том числе длительным неоформлением со стороны наследника Бушковой Г.Н. права собственности на гаражный бокс, существенного правового значения в данном случае не имеют, так как, как указано выше, в силу ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Утверждения в рамках уточненного иска о том, что отказ в 1993 году от доли наследства в пользу Бушковой Г.Н. со стороны Бушковой Л.М. и Бушковой О.Н. носил вынужденный и кабальный характер, а равно ссылки на то, что Бушкова Л.М. имела право на супружескую долю в соответствующих паенакоплениях за гаражный бокс и право на обязательную долю в этом наследственном имуществе, а также указания на то, что имелся иной наследник (мать Бушкова Н.С.) у наследодателя Бушкова Н.С, а с 1993 года после смерти Бушкова Н.С. расходы по содержанию гаражного бокса несли Бушкова О.Н. и Бушкова Л.М, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как при жизни Бушкова Л.М. вышеуказанное свидетельство о праве на наследство не оспаривала, согласившись в юридически-значимый период с переходом права собственности на имущество в пользу единолично ее дочери Бушковой Г.Н, о выделе супружеской доли либо обязательной доли в наследстве не заявляла, отказавшись от наследства в пользу другого наследника; вынужденный и кабальный характер такого отказа от наследства ничем объективно не подтвержден; иным наследником (матерью наследодателя Бушкова Н.С.) свидетельство о праве на наследство оспорено не было; вопрос о распределении расходов по содержанию спорного имущества с учетом фактического пользования этим имуществом определенными лицами выходит за рамки предмета настоящего судебного разбирательства, так как требований о взыскании каких-либо расходов по содержанию спорного имущества в рамках настоящего спора истцом не заявлялось.
Таким образом, исковые требования Бушковой О.Н. к Бушковой Г.Н. о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс - являются явно необоснованными, а решение суда о частичном удовлетворении этого иска принято с нарушением вышеуказанных норм материального и процессуального права при неправильном установлении и недоказанности действительных обстоятельств настоящего дела, в связи с чем решение суда в соответствующей части подлежит отмене в апелляционном порядке с принятием по делу нового решения об отказе в иске в этой части по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2017 года (в редакции определения того же суда от 27 июня 2018 года об исправлении описки) - отменить в части иска Бушковой ОН к Бушковой ГН о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс; принять по делу в данной части новое решение; в удовлетворении иска Бушковой ОН к Бушковой ГН о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, признании наследодателем по выплаченному паю за гаражный бокс, включении выплаченного пая за гаражный бокс в наследственную массу, признании права собственности на выплаченный пай за гаражный бокс - отказать; в остальной части решение Савеловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2017 года (в редакции определения того же суда от 27 июня 2018 года об исправлении описки) - оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.