Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.
и судей Лобовой Л.В, Мызниковой Н.В.
при секретаре Сихарулидзе А.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Басманного районного суда г.Москвы от 21 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании задолженности по выплате повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда отказать.
Установила :
Истец фио обратился в суд с иском к Федеральной миграционной службе России (ФМС России) о взыскании задолженности по выплате повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что в период с 04.07.2013 г. по 16.02.2016 г. работал директором ФКУ ФМС России "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, адрес", приказом ФМС России от 09.07.2013 г. N 534 л/с ему установлен стаж работы, дающий право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, 24 года 09 месяцев 03 дня, что дает право на получение указанного коэффициента в размере 40% от должностного оклада. Однако выплата указанного коэффициента истцу производилась только в январе и феврале 2014 года, а в дальнейшем его выплата прекращена, 18.12.2015 г. истец обратился в ФМС России по вопросу выплаты повышающего коэффициента, однако ответа на обращение не получил, что истец полагает нарушающим его права и причиняющим моральный вред.
Решением Басманного районного суда г.Москвы от 29 сентября 2016 г. в удовлетворении исковых требований фио было отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 июня 2017 г. решение Басманного районного суда г.Москвы от 29 сентября 2016 г. отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
При новом рассмотрении дела, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было привлечено МВД России. Впоследствии МВД России было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
05.02.2018 г. истцом представлено уточненное исковое заявление, в котором просил взыскать задолженность по выплате повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет в размере 253 265 руб, компенсацию за задержку выплат с 17.02.2016 г. по 14.02.2018 г. в размере 98 110 руб, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Истец фио в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчика ликвидационной комиссии ФМС России по доверенностям фио, фио в судебное заседание явились, исковые требования не признали, указав, что оснований для начисления и выплаты истцу, как руководителю федерального казенного учреждения ФМС России, повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет не имелось.
Представители ответчика МВД России по доверенностям фио, фио в судебное заседание явились, исковые требования не признали, указав, что МВД России не является работодателем в отношении истца, в связи с чем отсутствует обязанность по выплате ему окончательного расчета при увольнении.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец фио
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ликвидационной комиссии ФМС России в заседание судебной коллегии не явился.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ликвидационной комиссии ФМС России.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика МВД России по доверенностям фио, фио, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио на основании трудового договора был назначен на должность директора ФКУ ФМС России "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, адрес" с должностным окладом в размере 26 753 руб, на срок с 04.07.2013 г. по 03.07.2014 г, который в дальнейшем продлевался на срок с 04.07.2014 г. по 03.07.2015 г, с 04.07.2015 г. по 03.07.2016 г, что подтверждается выписками из приказов ФМС России от 09.07.2013 г. N ***, от 30.06.2014 г. N ***, от 18.06.2015 г. N ***
Согласно выписке из приказа ФМС России от 09.07.2013 г. N *** на основании протокола N 269 заседания комиссии ФМС России по установлению стажа работы, дающего право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам подразделений, непосредственно подчиненных ФМС России, директорам ФКУ ФМС России, директору ФКУ ФМС России "Центр временного размещения вынужденных переселенцев, адрес" фио установлен стаж работы, дающий право на установление повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работника подразделений, непосредственно подчиненных ФМС России, директорам ФКУ ФМС России, по состоянию на 05.07.2013 г. - 24 года 09 месяцев 03 дня.
16.02.2016 г. фио уволен с занимаемой должности на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в связи с переводом работника на работу к другому работодателю - в ФКУ ФМС России "Центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев, адрес", что подтверждается выпиской из приказа ФМС России от 16.02.2016 г. N 100 л/с.
Из представленных расчетных листков и расчетных ведомостей за период с января 2014 г. по февраль 2016 г. следует, что фио в январе, феврале 2014 г года начислен и выплачен повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет в размере 11 289 руб. 60 коп. в месяц.
Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности по выплате повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена ФМС России, ее функции, полномочия и штатная численность, сокращенная на 30 процентов, переданы МВД России. Данный указ вступил в силу со дня его официального опубликования 05 апреля 2016 года.
Соответственно, Федеральная миграционная служба России как федеральный орган исполнительной власти прекратила свое существование.
Согласно п.п. "а" п. 4 Указа N 156, сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФМС России продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее 31.12.2016 г.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 г. N 1025-р "Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России" ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загрнаппарат, должны быть завершены по 31.12.2016 г. включительно (пункт 3).
До этого момента все вопросы, связанные с упразднением ФМС России и ее территориальных органов, переходят к специально сформированным в порядке, определенном п.п. "а" п. 4 Распоряжения N 1025-р, ликвидационным комиссиям.
Председателю ликвидационной комиссии ФМС России в этом случае поручается принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России (п.п. "е" п. 4 Распоряжения N 1025-р).
Исходя из указанного, по 31.12.2016 г. все вопросы в части обеспечения гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников упраздненной ФМС России и их увольнения со службы относились к компетенции ликвидационной комиссии ФМС России, назначенной Распоряжением N 1025-р, которая осуществляет ликвидационные мероприятия, передает имущество ФМС России в МВД России в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 г. N 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России был продлен до 01.07.2017. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 г. N 2896-р (в редакции от 30.06.2017 г. N 1412-р) срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.10.2017 г. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 г. N 2896-р (в редакции от 12.10.2017 г.) срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2018 г.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 г. N 2896-р установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", ФМС России более не является главным распорядителем средств федерального бюджета субъекта РФ, в связи с ликвидацией.
В связи с этим, бюджетные ассигнования по главе 192 "Федеральная миграционная служба" не предусмотрены, поскольку ФМС России не включена в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета на 2017 год, исключена из реестра получателей бюджетных средств на 2017 год, также не предусмотрены бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг и выполнение функций казенных учреждений в соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ.
Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
При отсутствии бюджетных ассигнований, получатель бюджетных средств не правомерен принимать бюджетные обязательства, поскольку, согласно ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
При указанных обстоятельствах, в ликвидационной комиссии ФМС России отсутствуют финансовые бюджетные счета, иных источников финансирования не имеется. Вследствие чего, доводы истца о наличии задолженности по выплате повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет признаны судом первой инстанции необоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, утвержденного приказом ФМС России от 07.04.2008 г. N 89 "О порядке выплаты ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет работникам территориальных органов, организаций и подразделений системы ФМС России, оплата труда которых производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет имеют все работники, содержащиеся в штатах территориальных органов ФМС России, организаций и подразделений, входящих в систему ФМС России, в том числе принятые на работу по совместительству.
В соответствии с пунктами 8, 12, 13 Положения стаж работы, дающий работникам право на получение ежемесячной надбавки, устанавливается комиссиями по установлению стажа работы, создаваемыми на основании приказов директора ФМС России, начальника (руководителя) территориального органа, организации и подразделения системы ФМС России, имеющего право приема и увольнения работников. Назначение ежемесячной надбавки производится приказом работодателя на основании протокола заседания комиссии по установлению стажа работы. Ежемесячная надбавка начисляется исходя из тарифной ставки (оклада) работника без учета доплат и надбавок и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. При временном заместительстве ежемесячная надбавка начисляется на тарифную ставку (оклад) по основной работе.
В соответствии с п. 15 Положения ежемесячная надбавка выплачивается с момента возникновения права на ее назначение или изменение ее размера.
Такое право у фио возникло с даты издания приказа ФМС России от 09.07.2013 г. N 534 л/с.
Между тем, с 01.01.2014 г. порядок оплаты труда руководителей федеральных казенных учреждений в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений") претерпел изменения.
Так, руководителю федерального учреждения выплаты стимулирующего характера выплачиваются по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа), федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.
Условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
В соответствии с п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 г. N 167н "Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения" должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. При расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения. При расчете средней заработной платы учитываются выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения независимо от финансовых источников, за счет которых осуществляются данные выплаты. При расчете средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера работников основного персонала.
Пунктами 4.2, 4.3, 4.6 Приложения N 2 к приказу ФМС России от 15.10.2008 г. N 249 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.082008 г. N 583" было установлено, что должностной оклад руководителя устанавливается в соответствии с порядком, утверждаемым Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 г. N 167н "Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения"; премирование руководителя осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, в порядке, предусмотренном приказом ФМС России; с учетом условий труда руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом VI настоящего Примерного положения.
Согласно Приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 г. N 818 указано, что выплаты за непрерывный стаж (выслугу лет) в федеральных казенных учреждениях признаются выплатами стимулирующего характера.
Руководствуясь приведенными положениями закона, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что выплата повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет с 2014 г. истцу, как руководителю казенного учреждения, являлось бы нарушением трудового законодательства, регулирующего систему оплаты труда работников федеральных казенных учреждений.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по выплате повышающего коэффициента к окладу, оснований для взыскания компенсации за задержку выплат, не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в порядке ст.237 Трудового кодекса РФ, суд правильно исходил из того, что основанием такой компенсации являются факты нарушения работодателем трудовых прав работника, неправомерные действия работодателя. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Басманного районного суда г.Москвы от 21 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.