Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Шипиковой А.Г, Кочергиной Т.В,
при секретаре Ляховой М.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шипиковой А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Филиала N 4 Федерального казенного наименование организации по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 августа 2018 г. по иску фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу N 4 Федерального казенного наименование организации, Федеральному казенному наименование организации об обязании включить в списки на предоставление жилья, взыскании компенсации за поднаем жилого помещения, морального вреда, судебных расходов, которым постановлено:
Исковое заявление фио удовлетворить частично.
Взыскать с Филиала N 4 "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и адрес" в пользу фио денежную компенсацию за поднаем жилья за период с 01.12.2015 г. по 04.04.2017 г. в размере 574 327 руб. 55 коп.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что согласно приказу Министра обороны РФ от 16 декабря 2016 г. N 866 досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в запас; 04 апреля 2017 г. исключен из списков войсковой части 61899, по увольнении жилым помещением не обеспечен, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Выслуга лет в льготном исчислении составляет 36 лет.
В период прохождения военной службы обеспечивался жилым помещением, которое сдал жилищным органам фио РФ (справка о сдачи жилого помещения серии АА N 055186 от 20 декабря 2002 г.).
фио вместе с семьей поставлен в очередь как нуждающийся в жилом помещении 07 июня 2010 г, т.е. включен федеральным органом исполнительной власти (Управлением адрес ВС РФ) в котором федеральным законом предусмотрена военная служба в списки нуждающихся в служебном жилом помещении.
Извещением от 01 апреля 2014 N 271684 распределено жилое помещение для постоянного проживания. фио представил в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России ( фио) документы для принятия решения, в том числе Справку от 20 декабря 2002 г. Поскольку жилое помещение по извещению от 01 апреля 2014 г. перераспределено, то представленные фио документы, в том числе, Справка от 20 декабря 2002 г. фио РФ не возвращены. В период с 04 сентября 2012 г. по 30 ноября 2015 г. истец получал компенсацию за поднаем жилого помещения через Филиал. С 01 декабря 2015 г. выплата прекращена на основании отсутствия документального подтверждения сведений о включении в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. фио 09 июля 2016 г. обратился в отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о включении в список на предоставление жилых служебных жилых помещений. Уведомлением от 09 ноября 2016 N 86/198/ТС ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" отказало во включении в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, поскольку в представленных фио документах отсутствует оригинал справки о сдаче служебного помещения по прежнему месту военной службы (Справки от 20 декабря 2002 г.), что является нарушением абз. 7 п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Изложенное послужило основанием для обращения с иском в суд, в котором истец просит об обязании фио РФ включить фио в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и взыскании с Филиала денежной компенсации за поднаем жилья за период с 01 декабря 2015 г. по 04 апреля 2017 г. в размере 574 327 руб. 55 коп, взыскании морального вреда в размере 100 000 руб, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 9 243 руб. и расходов на оформление доверенности на представителя в размере 2 440 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители ответчика Филиала N 4 ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Москве и адрес" в судебное заседание явились, поддержали письменный отзыв на иск, заявили о пропуске истцом срока исковой давности, в связи с чем, просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Москве и адрес" в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении иска.
Представители Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, а также третье лицо Минобороны России в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит начальник Филиала N 4 ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Москве и адрес по доверенности фио, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец фио и его представитель фио в заседании судебной коллегии просили решение суда оставить без изменения.
Представители Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, Филиала N 4 ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Москве и адрес", ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Москве и адрес", третьего лица Минобороны России в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Согласно абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определены Правительством РФ.
Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 установлено, что настоящее положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
При перемене места жительства гражданами, указанными в пункте 1 настоящего Положения, и невозможности обеспечения их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы выдают документы, необходимые для принятия решения о выплате денежной компенсации.
Решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио согласно приказу Министра обороны РФ от 16 декабря 2016 г. N 866 досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в запас; 04 апреля 2017 г. исключен из списков войсковой части 61899, по увольнении жилым помещением не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
фио состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 07 июня 2010 г, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии управления адрес от 08 июня 2010 г.
Таким образом, фио имеет право на получение денежной компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 ФЗ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В период прохождения военной службы фио обеспечивался жилым помещением, которое сдал жилищным органам Минобороны России, что подтверждается справкой от 20 декабря 2002 г. серии АА N 055186, оригинал указанной справки сдан истцом в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России по извещению от 01 апреля 2014 г. N 271684 о распределении жилого помещения.
В период с 04 сентября 2012 г. по 30 ноября 2015 г. фио получал компенсацию за поднаем жилого помещения через Филиал, с 01 декабря 2015 г. выплата прекращена на основании отсутствия документального подтверждения сведений о включении в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, предусмотренное абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяется на истца, в связи с чем, обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 01 декабря 2015 г. по 04 апреля 2017 г. в размере 574 327 руб. 55 коп.
При определении размера задолженности, суд согласился с расчетом представленным истцом, поскольку размер компенсации за наем жилого помещения определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, ответчиками не оспаривался.
Суд обоснованно отверг доводы Филиала N 4 ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Москве и адрес" о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку иск за период с 01 декабря 2015 г. предъявлен истцом в суд 23 ноября 2017 г, т.е. в пределах трехгодичного срока исковой давности.
Также правомерно судом не приняты во внимание доводы филиала N 4 ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Москве и адрес" о том, что истец не включен в списки на предоставление жилых помещений специализированного фонда со ссылкой на абз. 2 п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - Гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, поскольку фио в настоящее время действующим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не является, уволен в запас.
Выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, уволенным в запас осуществляется на основании Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, которое не содержит условий о включении в списки на предоставление жилых помещений специализированного фонда.
В этой связи, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о включении его в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
фио действующим военнослужащим не является и не подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда для военнослужащих, осуществляющих службу по контракту, поскольку состоит на жилищном учете с 07 июня 2010 г. и подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Филиала N 4 Федерального казенного наименование организации по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.