Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Васильевой Е.Н, Раскатовой Н.Н,
при секретаре В М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И,
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Жукова О.О. на решение Пресненского районного суда от 25 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Жукова ОО к Департаменту городского имущества города Москвы о признании отказа незаконным и об обязании принятия на учет - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Жуков О.О. обратился в суд с иском к ДГИ г.Москвы о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств федерального бюджета, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивированы тем, что истец выехал из зоны отселения, в связи с чем имеет компенсации и льготы, установленные законом РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истец проживает в Москве, с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении для дальнейшего включения в списки участников федеральной целевой программы "Жилище 2015-2020г", однако в постановке на жилищный учет истцу было отказано со ссылкой на положения Закона г.Москвы N29. Отказ истец считает необоснованным, указывая на то, что положения Закона г.Москвы N209 не распространяются на граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Выслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции соответствует.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Жуков О.О, 1965 г.р, зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Москва, ул. Римского-Корсакова, д. 1, кв. 133, где в составе семьи из 3 человек (он, бывшая жена Жукова Л.А, сын Жуков С.О.) занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 38,5 кв.м, собственником которой является Жуков С.О.
Брак между Жуковым О.О. и Жуковой Л.А. расторгнут в 1995 году.
Из Единого жилищного документа следует, что Жуков О.О. прибыл в Москву из Брянской области 18.12.2012 г.
Истец относится к категории лиц, выехавших из зоны отселения (*), где проживал с 22.09.1987г. по 18.12.2012г, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
06.07.2018 Жуков О.О. обратился в Департамент с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях.
Распоряжением Департамента от 20.07.2018 N13645 Жукову О.О. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано, поскольку он проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого зарегистрированного совместно с заявителем гражданина, составляет более учетной нормы.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь ст.ст.1,7,8, 9 Закона г.Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствуют основания, предусмотренные ЖК РФ, а также Законом г.Москвы N29, необходимые для постановки на жилищный учет.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Закона г.Москвы N29 от 14.06.2006г. на спорные правоотношения не распространяются, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в тот период на работах.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 названного Закона РФ, гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, предусмотренном законодательством РФ, один раз.
Указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами РФ, порядок финансирования расходных обязательств устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг." предусмотрено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются путем получения социальной выплаты из федерального бюджета, удостоверяемой соответствующим сертификатом.
Таким образом, участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС имеет право на однократное жилищное обеспечение путем получения социальной выплаты, но только при условии того, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъекта РФ. Следовательно, для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий могут быть применены положения Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечения права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст.8 Закона г.Москвы N29"Об обеспечения права жителей г. Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Согласно положениям ст.9 вышеуказанного закона, учетная норма площади составляет 10 квадратных метров площади жилого помещения на человека.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом жилищным законодательством РФ также предусмотрена возможность постановки на жилищный учет при обеспеченности жилым помещением менее нормы предоставления.
Пунктом 3 статья 7 Закона г.Москвы N29 "Об обеспечения права жителей г. Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, поскольку истец обеспечен площадью жилого помещения более нормы предоставления, проживает в г.Москве менее 10 лет, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое истцом распоряжение ДГИ г.Москвы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует требованиям законодательства.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Жукова О.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.