Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей Раскатовой Н.Н, Шипиковой А.Г,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шипиковой А.Г.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску фио, фио, фио, фио, в лице законного представителя фио, фио, в лице законного представителя фио, фио фио, фио фио, фио фио, в лице законного представителя фио фио к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании распоряжения о снятии с жилищного учета и обязании восстановить на жилищном учете, которым постановлено:
Исковые требования фио, фио, фио, фио, в лице законного представителя фио, фио, в лице законного представителя фио, фио фио, фио фио, фио фио, в лице законного представителя фио фио к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании распоряжения о снятии с жилищного учета и обязании восстановить на жилищном учете - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы N 14085 от 04 мая 2018 г. о снятии с жилищного учета.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить фио, фио, фио, фио, фио, фио фио, фио фио, фио фио на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет, с 2005 года,
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио, фио, фио, в лице законного представителя фио, фио, в лице законного представителя фио, фио, фио, фио, в лице законного представителя фио обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об отмене распоряжения адрес Москвы N 14085 от 04 мая 2018 г. о снятии с жилищного учета, которое истцы считают незаконным и необоснованным, так как на момент его вынесения жилищные условия истцов соответствовали условиям, сохраняющим право граждан состоять на жилищном учете.
Истцы просили суд отменить распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 04 мая 2018 г. N 14085 о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятия на учет по улучшению жилищных условий.
Представитель истцов по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика по доверенности фио, полагая решение суда незаконными необоснованным.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, апелляционную жалобу поддержала по изложенным доводам.
Истцы фио, фио, фио, фио, фио, в лице законного представителя фио, фио, фио, фио, в лице законного представителя фио в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, причины не явки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ДГИ г. Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должны содержать основания снятия с такового учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г, установлены ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации".
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 адресст. 56 адреса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон г. Москвы N 29), жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 20 Закона г, Москвы N 29, жителям города Москвы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления жилой площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29, жилое помещение предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. Площадь предоставляемого жилого помещения определяется как произведение количества заявителей и нормы предоставления на одного человека.
По смыслу п.п. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв.м. площади жилого помещения.
Судом установлено, что фио, фио, фио, фио, фио, паспортные данные, фио, фио, фио, паспортные данные, занимают по договору социального найма от 08 сентября 2008 г. N 5503-01-2008-1399990 трехкомнатную квартиру площадью 59,9 кв.м. по адресу: адрес.
фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, паспортные данные, состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях с 28 февраля 2005 года, учетное дело N 55-01-955130-2005-0048.0.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04 мая 2018 г. фио, фио, фио, фио, паспортные данные, фио, фио, фио, паспортные данные, были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченные площадью жилого помещения по норме представления на одного человека в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 1, п. 2 ч 1 ст. 15, ч. 5 ст. 16, ч. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
фио с 2006 г. состоит в браке с фио
фио Н.А. и ее мать фио зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где занимают квартиру общей площадью 182,1 кв.м. в сблокированном жилом доме (назначение жилое). Собственником помещения является фио
Основанием для снятия с жилищного учета послужило то обстоятельство, что фио, фио, фио, фио, паспортные данные, фио, фио, фио, паспортные данные, обеспечены площадью жилого помещения по норме предоставления с учетом площади жилого помещения, имеющегося на праве пользования у фио
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы N 29, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы N 29, к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из содержания п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же Закона прямо следует, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Из содержания п. 2. и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Из вышеизложенного следует, что наличие у фио на праве пользования жилого помещения не повлекло изменение жилищных условий истцов.
Удовлетворяя исковые требования, суд обосновано пришел к выводу, что изменений в жилищных условиях у истцов в результате которых были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло, и их обеспеченность площадью жилого помещения на момент принятия оспариваемого Распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы должна была определяться исходя из площади только того жилого помещения, право пользования которым они имеют.
Кроме того, признавая распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 04 мая 2018 г. о снятии с жилищного учета незаконным, суд правильно исходил из того, что истцы поставлены на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, следовательно, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п.1,3 - 6 ч.1 адресст. 56 адреса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, т.е. до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещении по договору социального найма. Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года по п. 2 ч. 1 адресст. 56 адреса РФ.
Приведенные в оспариваемом распоряжении в качестве оснований для снятия истцов с жилищного учета, положения ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 16, ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку данный закон не действовал на момент принятия истцов на жилищный учет, в связи с чем, предусмотренные им основания снятия с жилищного учета на истцов не распространяются.
В связи с вышесказанным, суд законно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, что фио является членом семьи фио, в связи с чем, занимаемая ею на праве пользования жилая площадь подлежит подсчету для определения уровня обеспеченности жилыми помещениями семьи истца, судебной коллегией отклоняются, поскольку уровень обеспеченности гражданина жилой площадью с учетом площади помещений всех членов семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Кроме того, из оспариваемого распоряжения не следует, что истцы сняты с жилищного учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.