Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
с удей Лобовой Л.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Утешеве С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Айрапетяна... на решение Тверского районного суда города Москвы от 22 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Айрапетяна... к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании права, обязании повторно рассмотреть заявление о выдаче социальной карты,
УСТАНОВИЛА:
Айрапетян Б.С. обратился в суд с иском к ГБУ МФЦ г. Москвы с учетом уточнений о признании права на выдачу социальной карты, обязании повторно рассмотреть заявление о выдаче социальной карты, ссылаясь на то, что сотрудник МФЦ отказал в выдаче социальной карты взамен утерянной в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в городе Москве. Между тем истцец длительное время постоянно проживает в городе Москве, отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения его прав.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что в ответ на обращения Айрапетяна Б.С. о выдаче социальной карты взамен утерянной ГБУ МФЦ г. Москвы даны ответы, в которых разъяснены порядок и условия получения социальной карты, в том числе указано на необходимость регистрации по месту жительства в городе Москве.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что у Айрапетяна Б.С. отсутствует регистрация по месту жительства в городе Москве.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (далее также - Порядок).
Пунктом 1.3.7.1 Порядка установлено, что держателем социальной карты признается гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ).
В Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (приложение 3), названы в том числе пенсионеры, пенсия которым назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 данного перечня).
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи право граждан на оформление и получение социальной карты связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства. Эти нормативные положения соответствуют требованиям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", устанавливающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства судами первой инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 19 июня 2003 года установлен факт постоянного проживания Айрапетяна Б.С. в г. Москве с декабря 1988 года по 19 июня 2003 года.
Распоряжением главы управы от 25 декабря 2003 года семья Айрапетяна Б.С. принята на учет по улучшению жилищных условий.
02 октября 2006 года Межрайонным БМСЭ N 8 г. Москвы повторно установлена инвалидность Айрапетяну Б.С.
Из ответа ГУП МСР от 03 апреля 2018 года следует, что Айрапетяну Б.С. были изготовлены социальные карты: в ноябре 2004 года - льготная категория "Пенсионер", "Инвалид II степени", в июле 2013 года - "Пенсионер", "Инвалид II степени", "Инвалид II группы".
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Айрапетян Б.С. жителем города Москвы не является, а отсутствие регистрации по месту жительства в городе Москве препятствует получению социальной карты, сделан без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов и имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем судебная коллегия признает его неправомерным.
Ввиду изложенного решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 мая 2018 года подлежит отмене с принятием нового решения.
В связи с тем, что заявление Айрапетяна Б.С. о выдаче социальной карты не было рассмотрено по существу, подлежит удовлетворению его требование об обязании ответчика повторно рассмотреть заявление истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 22 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" повторно рассмотреть заявление Айрапетяна... о выдаче социальной карты.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.