Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В,
судей Лемагиной И.Б, Мошечкова А.И,
при секретаре Рогачевой Ю.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиМошечкова А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Глухих Р.С. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 1 октября 2018 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Глухих Романа Сергеевича к ЖСК "Чертаново-18" об обязании произвести перерасчет по квартире N196 по ставке "содержание и ремонт" на сумму 6479 рублей 14 копеек с 1 мая 2015 г. по 30 мая 2018 г. и зачесть образовавшуюся сумма как переплату в счет погашения будущих платежей, взыскании судебных расходов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Глухих Р.С. обратился в суд с иском к ЖСК "Чертаново-18" об обязании провести перерасчет платежей за ЖКУ. Мотивировал требования тем, что с 2004 года является собственником квартиры N196 по адресу: ***, которая является для него единственным жильем, однако управляющее его многоквартирным домом ЖСК "Чертаново-18" производило с 1 мая 2015 г. по 30 мая 2018 г. начисления по статье "содержание и текущий ремонт" по ставке как собственнику имеющего более одного жилого помещения, в связи с чем ему начислено на сумму 6479,14 руб, чем установлено Правительством Москвы. Просил обязать ответчика произвести перерасчет указанных начислений и переплату направить в счет погашения будущих начислений, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Глухих Р.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Борзов Н.А. в судебном заседании возражал по заявленным требованиям, пояснил, что пониженные ставки применяются только в случае получения бюджетных субсидий.
Представитель третьего лица ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" в судебном заседании извещался, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что бюджетные субсидии предоставляются управляющим организациям на основании договора с ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО", по которому Дирекция перечисляет управляющей организации разницу между фактической стоимостью услуг по содержанию и ремонту жилых помещений (по ставкепланово-нормативного расхода) и платой, перечисляемой жителем, имеющим право оплачивать эти услуги по ценам, установленным Правительством Москвы. Основаниями для организации и осуществления работы по предоставлению субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме из бюджета города Москвы является постановление Правительства Москвы "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным Кодексом РФ" от 24.04.2007 N299-ПП.
Необходимым условием, исходя из порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, является применение ставки планово-нормативного расхода, которая утверждена постановлением Правительства Москвы от 26.11.2003 N748-ПП, постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N280-ПП, постановлением Правительства Москвы от 15.12.2015 N889-ПП, постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016 N848-ПП. ЖСК "Чертаново-18" неоднократно обращался к ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии из бюджета г..Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при этом в нарушение действующего законодательства выставляя собственникам полный тариф (без дотации), в связи с чем не возникло разницы в тарифах, следовательно, ЖСК "Чертаново-18" не понес убытки в связи с применением государственных регулируемых цен, ставок и тарифов для населения за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирном доме. В связи с несоблюдением условий Порядка ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" было отказано ЖСК "Чертаново-18" в предоставлении бюджетной субсидии.
Представитель третьего лица Государственная жилищная инспекция по ЮАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, предоставил письменный отзыв, в котором исковые требования просит удовлетворить в полном объеме. Согласно приложенных к иску платежных документов, выставленных ЖСК "Чертаново-18" в адрес Глухих Р.С. за спорный период, начисления по статье "содержание и ремонт" производились по ставке, как собственнику имеющего более одного жилого помещения. Не применение ЖСК пониженной ставки для собственников, имеющих единственное жилье, не дает возможности ЖСК к заключению договора для получения бюджетной субсидии. Обоснование ЖСК применения им максимальных ставок тарифа по статье "содержание и ремонт" для всех категория собственников жилья, по причине не предоставления бюджетной субсидии от ГКУ "Дирекция ЖКХиБ" является не состоятельной. Субсидия является следствие применения льготного тарифа. Согласно норм действующего законодательства, получение собственниками льготной ставки по статье "содержание и ремонт", имеющим единственное жилье, является его законным правом. На основании ранее проведенной проверки был составлен Акт осмотра и вынесено Предписание NР-О-Ю-08462/1 от 01.12.2015 в адрес ЖСК "Чертаново-18", согласно которого были выявлены нарушения в части порядка начисления по ставке "содержание и ремонт" с обязанием производить начисления как собственнику имеющего единственное жилье в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы. Данное предписание ЖСК "Чертаново-18" обжаловало в Арбитражных судах и было признано законным. Мосжилинспекция по ЮАО обратилась в Чертановский районный суд г. Москвы о понуждении ЖСК "Чертаново-18" к его исполнению, решением указанного суда от 14.06.2017 на кооператив возложена обязанность ь исполнить указанное предписание в месячный срок, однако оно до настоящего времени не исполнено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Глухих Р.С. просит решение суда отменить, как незаконное, по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав участников процесса, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, находит решение суда подлежащим отмене.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Постановленное судом решение данным требованиям не отвечает.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован по месту жительства в принадлежащем ему на праве собственности квартире 196, расположенной по адресу: Москва, ул. Кировоградская, д.30. Данное жилье является для него единственным.
ЖСК "Чертаново-18" является управляющей компанией, обслуживает дом истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, районный суд исходил из следующего.
Согласно решениям Чертановского районного суда г. Москвы от 9 августа 2016 г. и от 10 июня 2018 г. с Глухих Р.С. в пользу ЖСК "Чертаново-18" взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных и иных обязательных платежей за период с мая 2014 г. по ноябрь 2015г. и с декабря 2015 года по октябрь 2017г, суды установили, что кооператив правильно начислялплату по строке "содержание и ремонт" за вышеуказанный период, повторно данное обстоятельство доказыванию не подлежит.
Решениям общего собрания членов ЖСК (протоколы N21, 22) на 2016-2017 гг, утверждены ставки для всех собственников помещений МКД, которые применяются в расчетах по настоящее время, вышеуказанные протоколы не отменены, не признаны недействительными, следовательно, оснований для перерасчета за период с ноября 2017 г. по май 2018 г. также не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они противоречат обстоятельствам дела, постановлены при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Вопреки выводам районного суда при вынесении решений Чертановского районного суда г. Москвы от 9 августа 2016 г. и от 10 июня 2018 г. правильность начислений по строке "содержание и ремонт" не проверялось, такое юридические значимое обстоятельство суды не определяли и стороны на это обстоятельство не ссылались. В решениях общих собраний членов ЖСК, которые отражены в протоколах N 21, 22, ставки, отличные от установленных Правительством Москвы по указанной услуге не устанавливались и вопрос о начислении всем собственникам помещений без учета льгот, установленных указанным субъектом федерации, не разрешался.
Действующим законодательством предусмотрена система бюджетной поддержки жителей при оплате ими услуг по содержанию и ремонту жилого помещения. Бюджетные субсидии предоставляются управляющим организациям на основании договора с ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО". Дирекция перечисляет управляющей компании разницу между фактической стоимостью услуг по содержанию и ремонту жилых помещений (по ставке планово-нормативного расхода) и платой, перечисляемой жителем, имеющим право оплачивать эти услуги по ценам, установленным Правительством Москвы. Указанные цены обеспечивают содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов согласно обязательному перечню услуг и работ.
Основаниями для организации и осуществления работы по предоставлению субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме из бюджета города Москвы является постановление Правительства Москвы "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным Кодексом РФ" от 24.04.2007г. N 299-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком субсидия предоставляется на основании договора заключаемого в порядке, определенном постановлением.Необходимым условием является применение ставки планово-нормативного расхода, которая утверждена постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП (действовало до 30.06.2015г.), постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 280-ПП (действовало до 30.06.2016г.), постановлением Правительства Москвы от 15.12.2015 N 889-ПП (действовало до 30.06.2017г, постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016 N 848-ПП (действует с 01.07.2017г.).Согласно указанным постановлениям, ц ены за содержание и ремонт жилых помещений за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для граждан - собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, являются льготными. Гражданам, имеющим в собственности более одного жилогопомещения, либо не зарегистрированным в нем, не осуществляется дотирование стоимости услуг по содержанию и ремонту жилого помещения.
Для них начисления за услуги по содержанию и текущему ремонту по принадлежащим жилым помещениям осуществляется в соответствии ценами за площадь, занимаемую сверх установленных норм (но не выше фактической стоимости).Управляющая организация, применяющая в расчетах установленные Правительством Москвы цены за содержание и ремонт жилых помещений, а также получающая субсидию из бюджета города Москвы, не вправе взимать дополнительные платежи на оплату расходов, учтенных в ставке планово-нормативного расхода.В соответствии с методикой расчета суммы субсидии, приложение N2 к Порядку, утвержденному постановлением правительства Москвы N299-ПП, применение которой является обязательной, размер (сумма) бюджетной субсидии определяется как разница между планово-нормативным расходом-суммой расходов, рассчитанной исходя из утвержденных в установленном порядке ставок планово-нормативного расхода, и доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы.Таким образом, бюджетная субсидия - это разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами.В соответствии с Временным порядком работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов управляющей организацией, получающей субсидии из бюджета города Москвы, должны производится и документально подтверждаться в полном объеме в соответствии со сметой затрат на содержание и текущий ремонт общего имущества.Управляющая организация, получающая субсидию из бюджета города Москвы, обязана подтверждать фактически состоявшиеся расходы копиями договоров, копиями актов выполненных работ, первичными документами, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности управляющей организации.
ЖСК "Чертаново-18" неоднократно обращалось в ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при этом, в нарушении действующего законодательства, выставляла собственникам полный тариф (без дотации). Выставляя собственникам полный тариф за услугу "содержание и текущий ремонт", у ЖСК "Чертаново-18" не возникло разницы в тарифах, следовательно, ЖСК "Чертаново-18" не понес убытки в связи с применением государственных регулируемых цен, ставок и тарифов за для населения за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирном доме.
Доводы ответчика о том, что ЖСК применяетдля всех категория собственников жилья в МКД, в том числе в отношении истца, максимальные ставки тарифа по статье "содержание и ремонт" по причине не предоставления бюджетной субсидии от ГКУ "Дирекция ЖКХиБ" является не состоятельной, так как субсидия является следствие применения льготного тарифа.
Отменяя решение суда, судебная коллегия принимает по делу новое решение об обязании ЖСК "Чертаново-18" произвести перерасчет начислений истцу по статье "содержание и текущий ремонт" по тарифу, применяемому, к собственнику, имеющему единственное жилье в установленном постановлениями Правительства Москвы порядке за период с 1 мая 2015 г. по 30 мая 2018 г. Поскольку судебная коллегия взыскание не осуществляет, перерасчет производит управляющая компания, оснований для установления суммы переплаты не усматривается.
Р уководствуясь ст. ст. 193, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 1 октября 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать ЖСК "Чертаново-18" произвести перерасчет начислений Глухих Роману Сергеевичу по статье "содержание и текущий ремонт" по тарифу, применяемому к собственнику, имеющему единственное жилье в установленном постановлениями Правительства Москвы порядке по квартире N196дома 30 по ул. Кировоградская г. Москвы за период с 1 мая 2015 г. по 30 мая 2018 г.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.