Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Кочергиной Т.В, Шипиковой А.Г,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным письмо Департамента городского имущества г. Москвы NДГИ-гр-12677/18-1 от 04.04.2018г. об изменении срока предоставления жилого помещения из жилищного фонда города Москвы либо субсидии семьи фио на пять лет.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть вопрос об улучшении жилищных условий в порядке, установленном нормами действующего законодательства.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о восстановлении жилищных прав.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в составе семьи из 6 человек (она, фио, фио, фио, фио, фио) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес), где занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 43,5 кв.м. на основании договора социального найма. С 1998 года семья истца в составе из 5 человек ( фио, фио, фио, фио, фио) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако письмом Департамента городского имущества г.Москвы от 04 апреля 2018 года изменен срок рассмотрения вопроса об улучшении жилищных условий на 5 лет, в связи с тем, что фио, не состоящая на жилищном учете, произвела дарение принадлежащей ей квартиры, общей площадью 30,6 кв.м, расположенной по адресу: адрес, своему сыну фио Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать незаконным письмо Департамента городского имущества г.Москвы N ДГИ-гр-12677/18-1 от 04 апреля 2018 года об изменении срока рассмотрения улучшения жилищных условий на 5 лет, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении семье истца из 4 человек ( фио) субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, либо улучшении жилищных условий семьи иным способом.
Истец фио. а также её представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал.
Третье лицо фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Третьи лица фио, фио в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, ее представителя по ордеру адвоката фио, представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что фио с семьей из шести человек (она, муж фио, дочь фиоН, дочь фио, отец фио, мать фио) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где на основании договора социального найма от 14 октября 2004 года N... занимает двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 44,2 кв.м.
По данным ИС "Курс-3" на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1998 года состояли шесть человек: фио, фио, фио, фиоН, фио, фио, учетное дело N...
фио снят с регистрационного учета по месту жительства в связи с выбытием по адресу: адрес, где он один занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 30,6 кв. м. Собственником жилого помещения является фио, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 29 июня 2017 года сделана запись регистрации N...
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 28966 от 06 сентября 2017 года фио снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченный площадью жилого помещения по норме предоставления.
Письмом ДГИ-гр-12677/18-1 от 04 апреля 2018 года изменен срок рассмотрения вопроса об улучшении жилищных условий семьи истца на 5 лет, в связи с тем, что фио 29 июня 2017 года было произведено отчуждение имеющегося в собственности жилого помещения, а именно квартиры по адресу: адрес.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет нуждающимися в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно ст. 10 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
6) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
б) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
Признавая незаконным письмо Департамента городского имущества г.Москвы ДГИ-гр-12677/18-1 от 04 апреля 2018 года об изменении срока рассмотрения вопроса об улучшении жилищных условий семье истца на пять лет, суд правильно исходил из того, что в соответствии с положениями Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" при представлении жилых помещений из жилищного фонда г.Москвы учету подлежит не сам совершения сделки, а факт ухудшения данными действиями жилищных условий, тогда как в рассматриваемом случае сделка по отчуждению фио квартиры по адресу: адрес, не является ухудшением жилищных условий, поскольку фио в 2009 году была снята с жилищного учета как утратившая основание для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москва жилых помещений, совместно с семьей истца на жилищном учете она не состоит, а заключенный ею с сыном фио договор дарения квартиры от 15 июня 2017 года послужил основанием для выезда фио из занимаемого семьей истца жилого помещения и издания распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N 28966 от 06 сентября 2017 года о снятии фио с жилищного учета, таким образом, размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи истца, не уменьшился, однако по-прежнему составляет менее нормы предоставления.
Разрешая требования истца в части обязания Департамента городского имущества г.Москвы повторно рассмотреть вопрос о предоставлении семье истца из четырех человек ( фио) субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, либо улучшении жилищных условий семьи иным способом, суд обоснованно не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку на жилищном учете состоит пять человек фио, фио, фио, фио, фио, тогда как нормами действующего законодательства г.Москвы не предусмотрено возможности рассматривать вопрос об улучшении жилищных условий только части семьи.
Суд пришел к выводу о необходимости возложить на Департамент городского имущества г.Москвы обязанность рассмотреть вопрос об улучшении жилищных условий семьи истца в порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.