Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Шипиковой А.Г, Грибовой Е.Н,
при секретаре Левиной В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца фио по доверенности фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 17 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании отказа в предоставлении государственной услуги неправомерным, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании отказа в предоставлении государственной услуги неправомерным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивированы тем, что истец фио с членами семьи фио и фио зарегистрированы по месту жительства по адресу:.., при этом на основании договора найма специализированного (служебного) жилого помещения фактически проживают в служебной квартире по адресу: адрес. Истец обращалась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом льгот, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако уведомлениями Департамента городского имущества г.Москвы N 33-5-138486/17-(0)-1 от 31 октября 2017 года и NДГИ-ГР-1206/18-1 от 26 января 2018 года ей было отказано, поскольку член семьи истца фио проживает на территории г.Москвы на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет. Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать отказы Департамента городского имущества г.Москвы в предоставлении государственной услуги неправомерными, признать фио нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма за счет средств федерального бюджета.
Истец фио и её представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения по делу.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца фио по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии явилась представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио, которая с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец фио в составе семьи из трех человек (она, фио и фио) зарегистрированы по месту жительства по адресу:...
При этом фио по указанному месту жительства зарегистрирован с 27 февраля 2017 года, прибыл из адрес.
На основании договора найма специализированного (служебного) жилого помещения N 549-С от 19 марта 2013 года фио, фио и фио занимают служебную однокомнатную квартиру общей площадью 34,0 кв.м по адресу: адрес.
Как установлено судом, истец фио имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается удостоверением серии АЖ N... от 30 мая 2012 года, согласно которому истец фио (ранее... ) выехала добровольно из зоны проживания с правом на отселение, в период с 26 апреля 1986 года по 24 октября 2008 года проживала в...
13 октября 2017 года и 12 января 2018 года истец фио обращалась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако уведомлениями Департамента городского имущества г.Москвы N 33-5-138486/17-(0)-1 от 31 октября 2017 года и NДГИ-ГР-1206/18-1 от 26 января 2018 года в предоставлении данной государственной услуги было отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, ст.ст. 1, 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку член семьи истца фио проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, что не соответствует установленным п. 3 ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях,
Судебная коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении иска соглашается.
В апелляционной жалобе представитель истца указывает на то, что судом не полно и не всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, суд не принял во внимание, что истец фио относится к категории лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, не учел, что истец просила принять ее на жилищный учет не как малоимущую и не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющую право на обеспечение жилым помещением, установленное федеральным законом и за счет средств федерального бюджета. Право истца на обеспечение жилым помещением установлено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и подтверждается выданным ей удостоверением серии АЖ N... от 30 мая 2012 года.
Между тем, судебная коллегия полагает, что данные доводы не могут быть приняты в качестве оснований для отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п.7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно ч.2 ст.1 Закона города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Порядок ведения и формирования учетных дел по всем категориям жилищного учета утвержден постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ".
Согласно п.4.1 данного Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в п.2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В соответствии с п.4.4 Порядка критерием, определяющим единицу учета является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома).
Как предусмотрено п.п.4.5, 4.6 Порядка, основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства, поданное в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП, по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято решение о принятии граждан на жилищный учет.
Включение в учетное дело состоящих на учете граждан, включенных в списки нуждающихся в жилых помещениях, сформированное в отношении жилого помещения, граждан, не состоящих на жилищном учете, вселенных в данное жилое помещение и (или) проживающих в нем по месту жительства, не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в такое жилое помещение.
Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается. В случае вселения в установленном порядке новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, и рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан, проживающих в таком жилом помещении, изменения в сформированное учетное дело не вносятся.
С учетом приведенных положений, принятие на жилищный учет и формирование учетного дела возможно лишь на основании заявлений всех граждан, проживающих в жилом помещении в качестве членов одной семьи, а принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в жилое помещение, в отношении которого уже сформировано учетное дело.
Как видно из материалов дела, фио, фио и фио проживают в жилом помещении по адресу: адрес, на основании одного договора найма специализированного (служебного) жилого помещения и являются членами одной семьи. В этой связи принятие на жилищный учет только части семьи противоречит требованиям жилищного законодательства.
Таким образом, учитывая, что факт проживания фио на территории г.Москвы менее 10 лет не отвечает предусмотренным ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения условиям для признания его нуждающимся в жилых помещений, оснований для признания отказа Департамента городского имущества г.Москвы в принятии семьи истца на жилищный учет у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе то обстоятельство, что истец фио относится к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не порождает субъективного права фио на постановку на жилищный учет в г.Москве и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", без учета положений Жилищного Кодекса РФ и Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения положениями Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 не предусмотрены.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее в исковом заявлении позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца фио по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.