Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Лобовой Л.В, Пильгановой В.М.
при секретаре Утешеве С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Д. на решение Бутырского районного суда г.Москвы от 27 июня 2018 года, которым постановлено:
административный иск Д. к Отделу социальной защиты населения района Отрадное, Управлению социальной защиты населения СВАО г.Москвы о признании решений незаконными, обязании принять решение о выплате пособий - оставить без удовлетворения.
установила:
Истец Д.. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточненных требований, просила признать незаконными решений отдела социальной защиты населения района Отрадное Управления социальной защиты населения СВАО.Москвы N* и N * от 13.02.2018 г, N *и N * от 13.11.2017 г, обязать ответчика устранить нарушение прав истца, устранить препятствия к осуществлению прав реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее исковое заявление, возобновить выплату детских пособий Д, Д. с октября 2017 года по настоящее время.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 30.10.2017 г. и 10.02.2018 г. ее доверенное лицо Б... обратился в отдел социальной защиты с заявлениями о выплате пособий на несовершеннолетних детей *** года рождения и *** года рождения, как малоимущей семье, однако в предоставлении государственной услуги было отказано в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги, поскольку не представлены документы о доходе за январь 2018 г. с места работы матери, а также в связи с наличием уровня имущественной обеспеченность семьи, превышающего уровень имущественной обеспеченности для малообеспеченных семей, установленный Правительством Москвы. Истец не согласна с данными решения, полагает, что имеет право на получение ежемесячного пособия.
В судебном заседании представитель истца адвокат Р... заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика УСЗН СВАО г.Москвы по доверенности С... в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец Д.
В заседание апелляционной инстанции истец Д... не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представила.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя УСЗН СВАО г.Москвы по доверенности Васильеву Н.В, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
При рассмотрении дела судом установлено, что 30.10.2017 г. Д.обратилась в ЦГУ "Мои документы" района Отрадное за предоставление государственной услуги - назначение ежемесячного пособия на детей Д*** года рождения, Д, *** года рождения.
Решениями ОСЗН района Отрадное от 13.11.2017 г. N * и N - *** Д... было отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с отсутствием у заявителя права на ее получение, поскольку уровень имущественной обеспеченности семьи превышает уровень имущественной обеспеченности для малообеспеченных семей, установленный Правительством Москвы (п.2.13. Постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 г. N 954-ПП), ввиду наличия в собственности одного жилого помещения и жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, суммарная помощь которых превышает 18 кв.м. на одного члена семьи. В качестве основания указано приложение 1 раздел 3 пункт 26 "а" Постановления Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 911-ПП.
10.02.2018 г. Баранников С.Н, действующий на основании доверенности от Дорнэр И.С, подал в ЦГУ "Мои документы" района Отрадное заявление о назначении ежемесячного пособия на детей Дорнэр И.С.
Решениями от 13.02.2018 г. N * и N * ОСЗН района Отрадное отказано в предоставлении заявителю соответствующей государственной услуги в связи с отсутствием у него права на получение услуги, со ссылкой на то, что отсутствует доход за январь 2018 г. с места работы матери. При этом, указано, что документы, выданные компетентными органами иностранных государств и представленные заявителем для получения государственной услуги, должны быть легализованы и переведены на русский язык, верность перевода должна быть нотариально удостоверена; при обращении в феврале 2018 г. доходы предоставляются с 01.02.2017 г. по 31.01.2018 г. Основанием: Закон города Москвы от 03.11.2004 г. N 67, Постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 911-ПП.
Из материалов дела также следует, что в заявлении от 30.10.2017 г. Д. в сведениях об уровне имущественной обеспеченности указала наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 кв.м.
Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
В соответствии с Законом города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" м алообеспеченная семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка".
В соответствии со ст.3 указанного Закона к мерам социальной поддержки семей с детьми относятся: единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания.
Согласно ст.3 Закона города Москвы от 03.11.2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" п раво на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона.
Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения.
Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" установлен постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 911-ПП "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи".
В соответствии с данным Положением пособие назначается и выплачивается семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы и среднедушевой доход которых с учетом доходов всех членов семьи не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации Закона города Москвы от 03.11.2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", действующую на день обращения за назначением пособия.
Согласно п.1 указанного Положения в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, включаются: а) состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети; б) одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
Заявители обязаны сообщать УСЗН города Москвы о наступлении любого из обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пособия, в том числе прекращение выплаты пособия в повышенном размере (улучшение уровня имущественной обеспеченности семьи, увеличение среднедушевого дохода семьи, помещение ребенка на полное государственное обеспечение, перемена места жительства, передача ребенка на воспитание другому родителю, усыновление (удочерение) ребенка, установление отцовства в отношении ребенка, вступление в брак, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, утрата основания, по которому причина отсутствия дохода у одного или обоих родителей (усыновителей) признается уважительной, получение пособия другим родителем, получение денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в срок не позднее 30 календарных дней со дня наступления соответствующих обстоятельств (п.35 Положения).
При наступлении обстоятельств, влекущих приостановление, прекращение или возобновление выплаты пособия либо прекращение выплаты пособия в повышенном размере, выплата пособия приостанавливается, прекращается, возобновляется или пособие выплачивается в измененном размере начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.38 Положения).
Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2016 г. N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценке уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям" установлено, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.
Согласно п.1.2 указанного Постановления критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (п.1.3).
При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется (п.1.4).
Разрешая требования истца в части признания незаконными решений ОСЗН района Отрадное от 13.11.2017 г, суд, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку при обращении за назначением ежемесячного пособия на детей истцом было указано на наличие жилых помещений, суммарная площадь которых превышает 18 кв.м. на одного члена семьи, что не давало оснований на получение мер социальной поддержки; каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии указанных решений ответчиком судом не установлено.
Оснований для признания незаконными решений от 13.02.2018 г. N *** и N */***судом также не установлено, поскольку при обращении в ОСЗН района Отрадное представителя истца Баранниикова С.Н. с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на детей, в представленных документах отсутствовал нотариальный перевод справки о заработной плате отца детей Д. за период с 01.02.2017 г. по 31.01.2018 г, что предусмотрено п.2.5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 911-ПП.
При этом, суд верно указал, что наличие нотариального перевода справки о доходах члена семьи Д... за период с марта 2017 г. по июнь 2018 г. не может являться основанием для отмены оспариваемых решение и назначении соответствующего пособия, поскольку указанная справка представлена за иной период.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, основанными на обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал должной оценки представленным истцом доказательствам, подтверждающим заявленные требования, в том, числе о том, сведения об уровне имущественного обеспечения были указаны в заявлении ошибочно, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку суд первой инстанции оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.
Доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырског о районного суда г.Москвы от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.