Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Пономарёва А.Н, Тиханской А.В,
при секретаре Золотове З.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В, административное дело по апелляционной жалобе административного истца Воротынцева В.Д. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2018 года, которым постановлено:
Административный иск Воротынцева В.Д. к ФССП России о признании незаконными действий по ненаправлению ответа на жалобу от 13 июля 2018 года, по отказу в регистрации сообщения о преступлении, совершенном судьей Красногвардейского районного суда Ставропольского края, начальником Красногвардейского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Воротынцев В.Д. обратился в суд с административным иском к ФССП России о признании незаконным действий административного ответчика, выразившихся в непредоставлении ответов по существу поставленных вопросов в жалобе, направленной 13.07.2018 года, мотивируя требования тем, что в указанной жалобе изложил сведения о коррупции в Красногвардейском районном отделе судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю, Изобильненском районном отделе судебных приставов УФССП России под руководством Захаровой М.А, однако ответа на жалобу не получил, так же просил признать незаконными действия ФССП России, выразившиеся в укрытии от регистрации сообщение о преступлении, совершенном судьей Красногвардейского районного суда Ставропольского края Непомнящим В.Г. и начальником Красногвардейского районного отдела службы судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю Дмитриевой Р.М.
Административный истец Воротынцев В.Д. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФССП России, действующий на основании доверенности Соколов В.В, в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Воротынцева В.Д, доводы жалобы поддержавшего, представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности Соколова В.В, возражавшего против доводов жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 13.07.2018 года Воротынцев В.Д. направил в ФССП России жалобу на коррупцию в Красногвардейском районном отделе судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю, Изобильненском районном отделе судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю под руководством главного судебного пристава Захаровой М.А.
14.08.2018 года ФССП России был направлен ответ Воротнынцеву В.Д. за подписью исполняющего обязанности начальника Управления противодействия коррупции обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности Солянова Р.Г. за N 00123/18/90166, в котором сообщено, что копия обращения направлена в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю для рассмотрения доводов о возможном совершении преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. Кроме того, Воротынцеву В.Д. даны разъяснения по вопросам реализации имущества в рамках исполнительного производства и сводного исполнительного производства.
Рассматривая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что обращение административного истца рассмотрено, на него уполномоченным лицом дан письменный ответ.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу ст. 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4.1"Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве" (утв. ФССП России 11.04.2014 N 15-9) при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих в том числе заявления (ходатайства) в порядке ст. 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов: рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные ст. 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений; рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
Учитывая, что материалы дела содержат ответ на обращение административного истца, направленный в его адрес, основания для признания незаконными действий административного ответчика и возложения обязанности по рассмотрению обращения у суда первой инстанции отсутствовали.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не направлялись в адрес административного истца повестки, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку согласно имеющейся в материалах дела расписке, о дате судебного разбирательства, назначенного на 26.09.2018 года в 16 ч. 45 мин. Воротынцев В.Д. был извещен, о чем свидетельствует его подпись, он принимал личное участие при рассмотрении административного иска, пользовался всеми процессуальными правами, в том числе, заявляя заранее подготовленные ходатайства.
Кроме того, в силу положений ч. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Несогласие с действиями председательствующего по делу, в том числе, связанными с рассмотрением иных, находящимися в производстве суда требованиям Воротынцева В.Д, которые не привели к незаконности судебного решения, также не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Вопреки утверждениям, изложенным в апелляционной жалобе, представленные ответчиком доказательства, приобщенные к материалам дела исследовались судом, что усматривается из протокола судебного заседания от 26.06.2018 года, на который замечания административным истцом не подавались.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку. При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Воротынцева В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.