Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в
составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 22 августа 2018г, которым постановлено: Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "МонАрх и Б" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, в размере его рыночной стоимости, равной 60797000 (шестьдесят миллионов семьсот девяносто семь тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, в размере его рыночной стоимости, равной 3093000 (три миллиона девяносто три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, в размере его рыночной стоимости, равной 3715000 (три миллиона семьсот пятнадцать тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "МонАрх и Б" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 28 декабря 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами **, **, ** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами **, **, ** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "МонАрх и Б" в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 57384000 руб.;
- нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 2715000 руб.;
- нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1400000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МонАрх и Б" государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) руб, уплаченную по платежному поручению N** от 11 мая 2018 года.
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "МонАрх и Б" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 57384000 руб.;
- нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 2715000 руб.;
- нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 26697000 руб.;
- нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1400000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 26 декабря 2017 г. N**, подготовленный оценщиком **. Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 25 января 2018 г. N** административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Определением Московского городского суда от 22 августа 2018 года прекращено производство по административному делу N** в части административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "МонАрх и Б" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 26697000 руб, в связи с отказом представителя административного истца от указанной части требований.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "МонАрх и Б" - М.Д.Г, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - М.И.И, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности: нежилое здание общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **; нежилое здание общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **; нежилое здание общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, что подтверждается свидетельствами о регистрации права.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 92857504 руб. 82 коп, нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 6328020 руб. 83 коп.; нежилого здания с кадастровым номером ** в размере 4092183 руб. 90 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых зданий и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 28 декабря 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 25 января 2018 г. N** административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых зданий по состоянию на 1 января 2016 г, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 26 декабря 2017 г. N**, подготовленный оценщиком **. В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 30 мая 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 17 июля 2018 г. N**, проведенной экспертом **:
- отчет об оценке от 26 декабря 2017 г. N**, подготовленный оценщиком **, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 60797000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 3093000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: **, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 3715000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых зданий должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости нежилых зданий в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.