Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Сухаревой В.Н, Чиналиевой Е.Э, Чиналиевой Г.М, Джанаевой У.Р. об установлении по состоянию на 01 января 2016 года кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере рыночной стоимости равной 104 377 118 рублей 64 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере рыночной стоимости равной 19 350 000 рублей, отказать.
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ****** в размере рыночной стоимости равной 123 165 000 (сто двадцать три миллиона сто шестьдесят пять тысяч) рублей.
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ****** в размере рыночной стоимости равной 22 833 000 (двадцать два миллиона восемьсот тридцать три тысячи) рублей.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 27.12.2017 г,
УСТАНОВИЛА:
Сухарева В.Н, Чиналиева Е.Э, Чиналиева Г.М, Джанаева У.Р. обратились в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: ****** и ******, расположенных по адресу: ******, равной их рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении без учета НДС.
В обоснование требований административные истцы указали, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащих им на праве собственности, является завышенной, что влечет необоснованное увеличение налоговых платежей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с письменным отзывом на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ******, ******, расположенные по адресу: ******.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** по состоянию на 01.01.2016 г. определена в размере 166 118 988 рублей 17 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером ****** по состоянию на 01.01.2016 г. определена в размере 34 388 777 рублей 00 копеек.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административные истцы представили отчёт, составленный ООО "Центра независимой экспертизы собственности" N Н-1708180 от 18.09.2017 года.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Определением Московского городского суда по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено АНО "Центр проведения независимых судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****** по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 123 165 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ****** по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 22 833 000 рублей.
После проведения судебной оценочной экспертизы, представитель административного истца настаивал на удовлетворении исковых требований, в соответствии с которыми просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ****** по состоянию на 01 января 2016 года в размере 104 377 118 рублей 64 копейки, нежилого помещения с кадастровым номером ****** по состоянию на 01 января 2016 года в размере 19 350 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что данные суммы получены путем исключения НДС из стоимости объектов, установленной заключением экспертизы АНО "Центр проведения независимых судебных экспертиз", указав, что в стоимость объектов включен НДС, который подлежит вычету из рыночной стоимости объектов.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости. В судебном заседании в связи с наличием возражений административных истцов относительно заключения, эксперт Смирнов С.С. был опрошен судом и дал развернутые, мотивированные и обоснованные ответы на возражения истцов, подтвердив свои выводы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Басыров И.И.
адм. дело N 33а-8738
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалоб у Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.