Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича,
при секретаре В.В. Сытине,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе М.Г. Широкова на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска М.Г. Широкова о признании незаконным бездействия Черемушкинского ОСП УФССП России по Москве,
УСТАНОВИЛА:
М.Г. Широков обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Черемушкинского ОСП УФССП России по Москве, ссылаясь на нарушение своих прав в результате непринятия своевременных мер по возбуждению исполнительного производства и принудительному исполнению решения суда о взыскании денежных средств.
Требование мотивировано тем, что исполнительный лист о взыскании денежных средств был направлен в службу судебных приставов по почте, о получении исполнительного документ взыскатель был извещен почтовым уведомление, однако никаких мер по возбуждению исполнительного производства не предпринято.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец М.Г. Широков.
Представитель административного истца М.Г. Широкова по доверенности С.А. Романович в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы.
Представитель УФССП России по Москве М.П. Баранова по доверенности просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Зюзинского и Черемушкинского ОСП, не явившихся в заседание судебной коллегии, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Как установлено судом, Мончегорским городским судом взыскателю М.Г. Широкову выдан исполнительный лист ФСN *** по гражданскому делу о взыскании с ООО "Скай Фин" денежных средств в сумме *** рублей.
9 июня 2017 года исполнительный документ был направлен взыскателем для принудительного исполнения в Чертановский ОСП УФССП России по Москве.
Из справки Чертановского ОСП от 26 сентября 2017 года следует, что исполнительный лист ФСN *** поступил в указанное подразделение, но был направлен в Зюзинский ОСП, как ошибочно поступивший.
Справка Зюзинского ОСП от 2 августа 2018 года подтверждает направление указанного исполнительного листа по почте в адрес Черемушкинского отдела.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что исполнительный лист не поступал в Черемушкинский ОСП, а административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом.
Таким законом в настоящее время является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
При этом ч.2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является соблюдение судебным приставом-исполнителем сроков рассмотрения вопроса о возбуждении исполнительного производства, совершения исполнительных действий, примерный перечень которых установлен ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", их полнота, эффективность и достаточность, осуществление контроля за ходом исполнительного производства. Указанные обстоятельства должны быть доказаны судебным приставом-исполнителем.
Между тем, административным ответчиком таких доказательств в подтверждение указанных обстоятельств не представлено.
Установив, что исполнительный лист ФСN *** по гражданскому делу о взыскании с ООО "Скай Фин" денежных средств в сумме *** рублей направлен в адрес Черемушкинского ОСП для принудительного исполнения, суд безосновательно пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя.
Напротив, каких-либо действий, направленных на рассмотрение вопроса о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу и информирование об этом взыскателя не совершались.
Действия административного ответчика не соответствуют целям и задачам, преследуемым Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и нарушают право взыскателю М.Г. Широкову на получение средств в рамках принудительного исполнения судебного акта.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Федеральным законом "Об исполнительном производстве" старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.
В ситуации, когда отсутствуют сведения о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу, направленному в подразделение судебных приставов для принудительного исполнения, старшему судебному приставу надлежало организовать розыск исполнительного документа, а в случае утраты подлинника исполнительного листа в порядке части 1 статьи 430 ГПК РФ обратиться в суд, принявший решение, с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 августа 2018 года отменить полностью, вынести новое решение об удовлетворении административного иска:
Признать незаконными бездействие Черемушкинского ОСП УФССП России по г. Москве, выразившееся в не принятии мер по розыску исполнительного документа, обязав Черемушкинский ОСП УФССП России по г. Москве организовать розыск исполнительного листа ФСN *** по гражданскому делу о взыскании с ООО "Скай Фин" в пользу М.Г. Широкова денежных средств, а в случае утраты подлинника исполнительного листа обратиться в суд, принявший решение, с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.