Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Цыганковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административных истцов Алексеева Н.А, Молякова С.А, Михайловой С.А. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 16 августа 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Алексеева Н.А, Молякова С.А, Михайловой С.А. к Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области об оспаривании предупреждений органа власти, нарушающих права и законные интересы, создающих препятствия к осуществлению прав и свобод - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Алексеев Н.А, Моляков С.А, Михайлова С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными предупреждения Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области, оформленные письмами Главы Косариновой С.А. N 2475 и N 2479 от 15 августа 2018 года, обязать не чинить препятствий к проведению пикетирований с заявленными в уведомлениях целями.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что 13 августа 2018 года Главе Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области Косариновой С.А. административными истцами были поданы уведомления о проведении двух публичных мероприятий в форме пикетирования. 15 августа 2018 года Глава Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области Косаринова С.А. вынесла в адрес административных истцов два предупреждения, в связи с тем, что проведение вышеуказанных мероприятий может привести к нарушению положений федерального законодательства, а именно Федерального закона от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Федерального закона от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 6.21 КРФоАП. Административные истцы полагают, что указанные предупреждения, создают препятствия к осуществлению их прав и свобод.
В судебное заседание суда первой инстанции административные истцы не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие; представитель административного ответчика Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области не явился, представил письменные возражения на административный иск, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать, и рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика.
По результатам судебного разбирательства постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы как незаконного просят административные истцы.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области по доверенности Любавиной Ю.В. представлен отзыв, приобщенный к материалам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Применительно к части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, а также предписаниям статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что 13 августа 2018 года Главе Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновоской области Косариновой С.А. административными истцами были поданы уведомления о проведении двух публичных мероприятий в форме пикетирования:
- с призывом к кандидатам на выборах в законодательное Собрание Ульяновской области выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью призыва к кандидатам на выборах в Законодательное Собрание Ульяновской области 9 сентября 2018 года включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы, а также выступить против гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам) и трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам) в России. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 17 августа 2018 года с 17:00 часов до 18:00 часов на участке, расположенном в границах открытой площадки в парковой зоне города Новоульяновска, с юго-западной стороны парковая зона граничит с административным зданием по адресу: город Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 1 с количеством участников до 300 человек;
- с осуждением административного преследования шестнадцатилетнего школьника из Бийска Алтайского края за гей-пропаганду и призывом к отмене федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с целью выступления с осуждением административного преследования шестнадцатилетнего школьника из Бийска Алтайского края Максима Неверова на основании федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и призыва к отмене федерального закона о запрете гей-пропаганды, признанного Европейским Судом по правам человека в деле "Баев и Другие против России" противоречащим международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Европейской конвенции. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 17 августа 2018 года с 20:00 часов до 21:00 часов на участке, расположенном в границах открытой площадки в парковой зоне города Новоульяновска, с юго-западной стороны парковая зона граничит с административным зданием по адресу: город Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 1 с количеством участников до 300 человек.
15 августа 2018 года Главой Администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области Косариновой С.А. Алексееву Н.А. вынесены предупреждения N2475 и N2479, в которых указано, что заявленная территория для проведения публичных мероприятий, указанных в Уведомлениях от 13 августа 2018 года, является общественным местом, что не исключает вероятность присутствия несовершеннолетних на проводимом мероприятии. Проведение заявленных публичных мероприятий с целями, указанными в уведомлениях от 13 августа 2018 года может привести к несоблюдению требований Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних). Со стороны Администрации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", назначен уполномоченный представитель - ведущий специалист Администрации Юськаев Н.И. В соответствии с Законом Ульяновской области от 30 ноября 2012 года N189-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий" норма предельной заполняемости специально отведенного места составляет один человек на один квадратный метр площади специально отведенного места.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку вынесение Администрацией муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области оспариваемых предупреждений является формой реализации властно-распорядительных функций и полномочий, которыми административный ответчик наделен действующими Федеральными Законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации; вынесение административным ответчиком оспариваемых предупреждений по соблюдению гражданами муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области действующего законодательства при проведения пикетирования, является прямой обязанностью административного ответчика, в связи с чем не может являться чинением препятствий для административных истцов к проведению данных пикетирований с заявленными в уведомлениях целями; административный ответчик действовал в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", оспариваемые предупреждения прав заявителей не нарушают, вынесены уполномоченным должностным лицом в пределах полномочий, предоставленных законом.
Судебная коллегия находит выводы суда правомерными, они должным образом мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Так, статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ определены места, где запрещено проведение публичного мероприятия: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Закон Ульяновской области от 30 ноября 2012 года N 189-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий" в случаях и пределах, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", регулирует отдельные вопросы проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий.
Согласно положениям статьей 5 и 6 указанного выше Закона норма предельной заполняемости одного специально отведенного места составляет один человек на один квадратный метр площади специально отведенного места.
Предельная численность лиц, участвующих в одном публичном мероприятии, проводимом в одном специально отведенном месте, уведомление о проведении которого не требуется, составляет сто человек.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе предотвращения возможного нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, установить, что на территории Ульяновской области, кроме мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", запрещается также проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в следующих местах: 1) в зданиях и на территориях речных, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов; 2) на тротуарах шириной до полутора метров, остановочных пунктах движения транспорта общего пользования; 3) в зданиях и на территориях детских, образовательных, медицинских и физкультурно-спортивных организаций, организаций социального обслуживания и связи, на детских и спортивных площадках; 4) на территориях, прилегающих ближе чем на пять метров к жилым домам и многоквартирным домам, а также к зданиям, занимаемым государственными органами и органами местного самоуправления.
Согласно преамбуле и подпункту "с" пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с этим в статье 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 2).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация.
В силу пункта 7 части 2, пункта 5 части 2 статьи 5 названного Федерального закона распространение указанной информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Положения части 3 статьи 16 указанного выше Закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 6.21 КоАП РФ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан А, Е. и И.Д." часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно части 2 статьи 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.
Таким образом, заявленные цели публичных мероприятий были сформулированы административными истцами так, что давали административному ответчику основания для выводов о их несоответствии положениям Конституции Российской Федерации и нарушении запретов, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку фактически направлены в том числе и на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах нахождения несовершеннолетних.
Обоснованно установив такое несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, в соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Закона о митингах орган местного самоуправления уведомил об этом административных истцов оспариваемыми предупреждениями, предупредив об ответственности за нарушения законодательства.
Поскольку оспариваемые предупреждения органа местного самоуправления соответствовали закону, то суд в силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких данных, судебная коллегия считает правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска; он сделан при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств, их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; оснований не согласиться с выводом суда не имеется, поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения при рассмотрении настоящего административного дела не установлена (статья 227 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства; сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем они во внимание не принимаются.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено; решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Алексеева Н.А, Молякова С.А, Михайловой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.