Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Тиханской А.В,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Тиханской А.В. материал по частной жалобе административного истца Молодцова Д.И, на определение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года, которым постановлено:
Отказать Молодцову Д.И. в принятии заявления к ДГИ г. Москвы о признании незаконным уведомления от 20.07.2018 г. об отказе Молодцову Д.И. в предоставлении государственной услуги в принятии документов для постановки его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании ДГИ г. Москвы принять документ для разрешения вопроса о признании Молодцова Д.И. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилищных условий, а также с учетом правил подсудности,
УСТАНОВИЛА:
Молодцов Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконными отказа в предоставлении государственной услуги о принятии документов для постановки его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании принять документ для разрешения вопроса о признании Молодцова Д.И. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущие граждане.
Определением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года в принятии заявления административного истца отказано со ссылкой на ст. 128 КАС РФ, поскольку данный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В частной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене указанного судебного определения, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
Согласно ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные ст. 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления, судья пришел к выводу об отказе в его принятии, посчитав, что требования административного истца не относятся к требованиям, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия полагает вывод судьи необоснованным, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ, данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных прав граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются исковые дела с участием граждан и органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Критерием правильного определения вида судопроизводства является характер правоотношений.
В порядке искового производства истцом должны быть заявлены материально-правовые требования, подлежащие разрешению судом.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с положением "О Департаменте городского имущества г. Москвы" от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества г. Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента:
- функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы;
- предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений;
- переданные Российской Федерацией полномочия, связанные с размещением объектов федерального значения, за исключением принятия решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории и по подготовке и утверждению на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы границ зон планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, в связи с размещением которых предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества на присоединенной в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 г. к субъекту Российской Федерации городу федерального значения Москве территории;
- функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Из содержания административного искового заявления следует, что отношения возникли вследствие отказа Департамента государственного имущества г. Москвы принять документы административного истца, то есть оказать государственную услугу, в рамках предоставлении государственных услуг гражданам в сфере их права на жилище. Тем самым, административный истец оспаривает решение уполномоченной организации, реализующей административные, публично-властные полномочия.
Вопреки выводам суда первой инстанции предметом спора защита жилищных прав административного истца не является.
При данных обстоятельствах судебная коллегия считает данные требования административного истца подлежащими рассмотрению в порядке административного судопроизводства, предусмотренного КАС РФ.
Таким образом, обжалуемое определение подлежит отмене в соответствии с п. 2 ст. 316 КАС РФ с направлением материалов в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового производство к производству суда, руководствуясь ст. ст. 313 - 317 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
определение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 октября 2018 года отменить, административное исковое заявление Молодцова Д.И. возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.