Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Тиханской А.В,
при секретаре Зейналян Л.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,
административное дело по апелляционной жалобе административного истца Шибанова Н.А. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 19 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шибанова Н.А. к ГКУ "АМПП" о признании незаконным отказа, взыскании расходов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Шибанов Н.А. обратился в суд с административным иском к ответчику ГКУ "АМПП" с требованиями о признании незаконным отказа в предоставлении услуги по внесению записи о резидентном парковочном разрешении в реестр, за которой он обратился в сентябре 2017 года, мотивируя требования тем, что отказ обоснован наличием противоречий в предоставленных сведениях. Однако возложение на истца обязанности зарегистрировать договор найма не предусмотрено действующим законодательством.
Административный истец Шибанов Н.А. в судебное заседание явился, административный иск поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Верещагина Е.С. в судебном заседании требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителя административного ответчика по доверенности Афашагова А.Т, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что по обращению Шибанова Н.А. от 23.09.2017 N *** о внесении в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении 03.10.2017 года ГКУ "АМПП" принято решение за N *** об отказе в предоставлении государственной услуги.
Основанием отказа послужило то обстоятельство, что документы или сведения, полученные посредством межведомственного информационного взаимодействия, содержат противоречивые сведения или противоречат сведениям, указанным в запросе (договор найма не зарегистрирован в порядке, установленном частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не может считаться действующим для третьих лиц в соответствии с частью 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации на основании части 2 статьи 674 Гражданского кодекса Российской Федерации.)
Отказывая в удовлетворении заявленных Шибановым Н.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что никаких нарушений прав истца административным ответчиком допущено не было, отказ соответствовал требованиям закона.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав административного истца действиями административного ответчика правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В силу п. 9 Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" ГКУ "АМПП" осуществляет внесение записей в реестр города Москвы парковочных разрешений инвалидов, реестр парковочных разрешений многодетных семей города Москвы, реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, реестр парковочных разрешений льготного размещения транспортных средств, предоставляемых в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности, в порядке, установленном настоящим постановлением. Эксплуатацию указанных реестров осуществляет Департамент информационных технологий города Москвы.
Порядок предоставления государственной услуги по внесению в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы предусмотрен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения"(далее Регламент), утвержденным вышеуказанным Постановлением.
В силу п. 2. 5 Регламента в качестве заявителей, претендующих на получение государственной услуги, могут выступать граждане Российской Федерации и иностранные граждане (физические лица), на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства и владеющие жилыми помещениями на праве собственности, имеющие долю в праве собственности, владеющие на основании договора социального найма либо договора найма служебного жилого помещения жилыми помещениями домов, расположенных на территории района города Москвы, на который распространяется действие резидентного парковочного разрешения.
Для получения государственной услуги в соответствии с п. 2.7 Регламента заявителю необходимо представить следующий перечень документов: запрос на предоставление государственной услуги; документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с Едиными требованиями; документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, в соответствии с Едиными требованиями, в случае обращения представителя заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае обращения представителя заявителя; согласие всех собственников жилого дома или квартиры в многоквартирном доме либо граждан, владеющих на основании договора социального найма жилыми помещениями, являющимися частями тех же жилого дома или квартиры в многоквартирном жилом доме (далее - владельцы жилого помещения), о том, в отношении какого владельца жилого помещения будет действовать резидентное парковочное разрешение (в случае, указанном в абзаце первом пункта 5.2.2 настоящего постановления); копию договора найма служебного жилого помещения в случае обращения заявителя на основании права владения служебным жилым помещением; документы, удостоверяющие личности всех владельцев жилого помещения и (или) их законных представителей, в соответствии с Едиными требованиями (в случае подачи указанного в пункте 2.7.1.5 настоящего Регламента согласия владельцев жилого помещения в МФЦ при личном присутствии всех владельцев жилого помещения и (или) их законных представителей); документы, подтверждающие полномочия законных представителей владельцев жилого помещения (в случае подачи указанного в пункте 2.7.1.5 настоящего Регламента согласия владельцев жилого помещения в МФЦ при личном присутствии всех владельцев жилого помещения и (или) их законных представителей); свидетельство о регистрации транспортного средства; копию договора найма (поднайма) жилого помещения (в случае указания в запросе данных о транспортном средстве, зарегистрированном в установленном порядке на нанимателя (поднанимателя) по договору найма
(поднайма) жилого помещения, заключенному с заявителем); выписку из домовой книги либо единый жилищный документ (в случае, если жилое помещение, владение которым является основанием для внесения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, находится в доме, не находящемся в управлении государственных бюджетных учреждений города Москвы); документы (сведения), получаемые должностным лицом ГКУ "АМПП" с использованием межведомственного информационного взаимодействия (в том числе в электронном виде при наличии указанных сведений в Базовом регистре); сведения о наличии права заявителя на владение жилым помещением (о наличии права собственности, доли в праве собственности, собственниках жилого помещения, о наличии заключенного с заявителем договора социального найма жилого помещения или договора найма служебного жилого помещения, гражданах, владеющих на основании договора социального найма жилыми помещениями, являющимися частями тех же жилого дома или квартиры в многоквартирном жилом доме), расположенным на территории района города Москвы, на который распространяется действие запрашиваемого резидентного парковочного разрешения (только при внесении в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении); сведения о наличии удостоверения участника Великой Отечественной войны; сведения о наличии удостоверения о праве на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашизма, сведения о наличии медали "За оборону Москвы", сведения о наличии справки о праве на льготы участнику обороны Москвы; сведения о регистрации лица, на которое в установленном порядке зарегистрировано указанное в запросе транспортное средство, по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, владение которым является основанием для внесения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении; сведения о наличии у лица, на
которое в установленном порядке зарегистрировано указанное в запросе транспортное средство, не погашенной в течение установленного статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока задолженности по уплате административного штрафа, наложенного в соответствии со вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении в области дорожного движения или административном правонарушении, связанном с размещением транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками; сведения о наличии удостоверения о государственной награде СССР, выдаваемого лицу, которому было присвоено звание Героя Советского Союза; сведения о наличии грамоты о присвоении звания Героя Российской Федерации, удостоверения Героя Российской Федерации; сведения о наличии орденской книжки награжденного орденами Славы трех степеней; сведения о наличии удостоверения о государственной награде СССР, выдаваемого лицу, которому было присвоено звание Героя Социалистического Труда, книжки Героя Социалистического Труда; сведения о наличии грамоты о присвоении звания Героя Труда Российской Федерации; сведения о наличии орденской книжки награжденного орденами Трудовой Славы трех степеней.
Одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является содержание противоречивых сведений в представленных заявителем документах(п. 2.1.18 Регламента).
Как усматривается из материалов дела, Шибанов Н.А, намереваясь получить государственную услугу в отношении ***, приложил к заявлению Договор найма жилого помещения N ***, заключенный между ним и ***, по условиям которого предоставил нанимателю ***. в пользование для проживания жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ***, сроком 13 месяцев.
При этом договор найма не был зарегистрирован, указанное обстоятельство явилось основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Частью 1 ст. 674 ГК РФ предусмотрено, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме
Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним(ч. 2 ст. 674 ГК РФ).
Учитывая, что Шибанов Н.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, то передача указанного жилого помещения в наем сроком свыше года для придания договору юридической силы должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Отсутствие данной регистрации при указании в заявлении права иного лица на площадь носит противоречивый характер.
При таких обстоятельствах, действия административного ответчика по отказу в предоставления государственной услуги Шибанову Н.А. носили обоснованный характер.
Доводы апелляционной жалобы о том, договор найма не требует государственной регистрации, основаны на ошибочном, неверном понимании действующего законодательства. Гражданский кодекс РФ действительно не требует регистрации договора найма, но исключительно в отношении договоров жилого помещения жилищного фонда социального использования. В данном случае предметом договора является жилое помещение, находящееся в собственности административного истца.
Утверждение административного истца о том, что его требования об оспаривании отказа в предоставлении услуги, не были рассмотрены судом первой инстанции, судебной коллегией опровергаются, поскольку в мотивировочной части решения суд указал на то, что основания для признания первичного отказа незаконным отсутствуют, он был основан на законе. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что после регистрации договора найма Шибанову Н.А. выдано соответствующее парковочное разрешение, тем самым факт нарушения его прав не установлен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 19 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Шибанова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.