Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,
при секретаре В.В. Сытине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Водостоева Г.Ф. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Г.Ф. Водостоева к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения об отказе в продлении предоставления временного убежища на территории Российской Федерации от 9 апреля 2018 года, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
Г.Ф. Водостоева обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного решения УВМ ГУ МВД России по г. Москве. Свои требования мотивировал опасностью нахождения в Украине для него в случае возвращения, поскольку его жизнь может оказаться под угрозой.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Г.Ф. Водостоев.
В заседании судебной коллегии Г.Ф. Водостоев доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Г.Ф. Водостоев является гражданином Республики Украина. Проживал ранее в г. Черновцы, ул. Чехова, 4-6.
На территорию Российской Федерации в 2014 году прибыл, имея при себе Свидетельство о возвращении на родину СК N141476, выданное 22 января 2014 года Посольством Украины в Чехии взамен утраченного заграничного паспорта.
Впервые обратился в УФМС России по Ярославской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свое заявление при получении статуса беженца обосновал ведущимися боевыми действиями на территории страны гражданской принадлежности. В период с апреля по май 2014 года участвовал в ополчении Донецкой Народной Республики
Решением УФМС России по Ярославской области с 28 апреля 2015 года поставлен на учет лиц, которым предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации в г. Москве. Срок действия временного убежища заявителю трижды продлевался, последний раз до 27 апреля 2017 года.
12 февраля 2018 года Г.Ф. Водостоев обратился в УВМ ГУМВД России по Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
6 апреля 2018 решением УВМ ГУМВД России по Москве Г.Ф. Водостоеву отказано в продлении срока временного убежища, полагая, что продление срока временного убежища требуется административному истцу для легализации своего положения в целях осуществления трудовой деятельности
Семейное положение - женат на гражданке Российской Федерации Водостоевой Елене Геннадьевне, 26 октября 1977 года рождения с 21.03.2015 года. Совместных детей не имеет.
На территории Украины продолжает проживать его дочь - гражданка Украины - И.Г. Водостоева, 05.06.1989 года рождения.
Г.Ф. Водостоев состоит на миграционном учете на жилой площади супруги по адресу: г. Москва, ул. Загорьевская, д.29, кв.26.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает стороны от необходимости их дальнейшего доказывания.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального миграционного органа при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения миграционного органа об отказе в продлении срока предоставления временного убежища Г.Ф. Водостоева на территории Российской Федерации учтено, что он в настоящее время не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", а также отсутствие оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 9 апреля 2018 года соответствует Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
При вынесении решения миграционным органом правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии в настоящее время у административного истца гуманных причин для продления срока предоставления временного убежища, учтено, что Г.Ф. Водостоев ранее обращался с заявлениями о продлении ему срока временного убежища, основания для которого в настоящее время им утрачены.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.