Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В, Лукьянченко В.В,
при секретаре Михайлове Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе ООО "Живая фотография" на решение Таганского районного суда г. Москвы от 06 августа 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Живая фотография" к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании решения незаконным, - отказать",
УСТАНОВИЛА:
ООО "Живая фотография" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконным решения о включении в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" IP -адрес 165.227.220.55 сайта в сети "Интернет" posterslegends. com, мотивируя свои требования тем, что указанный ресурс и размещенная на нём информация запрещенной к распространению не признавалась, в требовании Генеральной прокуратуры РФ указание на данный ресурс отсутствовало, процедура блокировки доступа к сайту не соблюдена.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме. Представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуры РФ явились, против удовлетворения иска возражали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ООО "Живая фотография".
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Бухарина Д.А, представителей административных ответчиков - Куликова А.А, Тимошина А.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Таганского районного суда г. Москвы от 06 августа 2018 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено, что решением Таганского районного суда г..Москвы от 13 апреля 2018 года, вступившим в законную силу, на территории Российской Федерации установлено ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений. На Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возложена обязанность принять меры по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
На Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и иных лиц возложена обязанность прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет", распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger Limited Liability Partnership, в том числе путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети "Интернет" установленной обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
16 апреля 2018 года заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Гринем В.Я. в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было направлено требование N *** о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, согласно которому в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", Генеральной прокуратурой Российской Федерации в открытом доступе обнаружена информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности. В частности, на каналах и аккаунтах кроссплатформенного мессенджера Telegram выявлены текстовые и видеоматериалы, пропагандирующие и оправдывающие деятельность террористических и экстремистских организаций.
Генеральной прокуратурой поставлен вопрос об обеспечении ограничения доступа к аккаунтам и техническим сервисам: https://t.me/a7taker3, https :// web. telegram. org /#/ im ? p =@ said _ buriatski 1, https :// web. telegram. org /#/ im ? p =@ nogay _ mudjahid, https :// t. me / kniga _ jihada 1, https :// t. me / djamaathat, https :// t. me / xalifat 1437, https :// t. me / greatumma, telegram. vpn 99. net, IP адресов 185.211.245.136, 185.211.245.137, 188.42.241.175.
Также в требовании указано на то, что в случае копирования указанных материалов на других ресурсах, либо создания "зеркал" перечисленных страниц, необходимо принимать меры по ограничению к ним доступа.
18 апреля 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16 апреля 2018 года N ***, в Единый реестр запрещенной информации внесен IP-адреса 165.227.220.55 сайта в сети "Интернет" posterslegends.com.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было сформировано и направлено провайдеру хостинга уведомление N *** на русском и английском языках об ограничении доступа к информационному ресурсу http://167.99.88.118, распространяющему информацию с нарушением закона.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался тем, что посредством IP-адрес 165.227.220.55 осуществлялась деятельность программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger Limited Liability Partnership, соответственно обеспечивался доступ к запрещенным судом материалам, что позволяло административному ответчику Роскомнадзору принимать меры к ограничению доступа к указанному ресурсу.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, регулируется положениями ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии с п. 1 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В соответствии с п. 6.5 вышеназванного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Обоснованность действий Роскомнадзора по осуществлению ограничения доступа к IP-адресу 165.227.220.55 подтверждается представленными доказательствами, а именно: скриншотами страниц реестровой записи N 147626-НВ, созданной в соответствующей подсистеме Единой информационной системы Роскомнадзора, открытого сервиса Whois в сети "Интернет", программы-анализатора трафика Wireshark, актом проверки сетевого адреса, соответствующего доменному имени 167.99.88.118 от 18 апреля 2018 года, справкой в отношении подсети 165.227.0.0/16.
При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что 18 апреля 2018 года административный ответчик с помощью общедоступного специализированного программного обеспечения - программы-анализатора трафика Wireshark (версия 1.12.6) выявил факт использования приложением Telegram в своей работе IP-адреса 165.227.172.237, принадлежащего подсети 165.227.0.0/16 (соответствующей сетевому адресу 167.99.88.118), включающей в себя диапазон сетевых адресов с 165.227.0.0 по 165.227.255.255, в том числе IP-адрес 165.227.220.55, используемый сайтом в сети "Интернет" posterslegends.com.
При этом судебная коллегия соглашается с позицией Роскомнадзора, согласно которой информация, распространяемая посредством сети "Интернет", размещается на ресурсах, которые технически и технологически могут быть доступны неопределенному кругу лиц, что не исключает возможность их использования, в том числе в противоправных целях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на самом сайте posterslegends.com отсутствовала запрещённая к распространению информация, не могут влечь отмену состоявшегося решения, поскольку технически использование одного IP-адреса 165.227.220.55 несколькими пользователями не исключается, что и было выявлено в ходе мониторинга Роскомнадзором.
Доводы административного истца о нарушении прав на свободу распространения информации, выражения мнения, гарантированных ст. 29, 34 Конституции РФ, ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являются надуманными, поскольку административные ответчики действовали в строгом соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г, 20 декабря 1971 г, 1 января 1990 г, 6 ноября 1990 г, 11 мая 1994 г.) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Таким образом, при выявлении факта использования IP-адреса 165.227.220.55 в противоправных целях, Роскомнадзор был вправе ограничить доступ к указанному ресурсу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Генеральной прокуратурой РФ IP-адрес 165.227.220.55 не был включен в требование о блокировке доступа, также не могут влечь отмену либо изменение состоявшегося решения, поскольку противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, согласно требованию от 16 апреля 2018 года заместителем Генерального прокурора Российской Федерации указано на возможность принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в случае выявления создания "зеркал" и т.п. запрещенных страниц.
Соответственно Роскомнадзор обладал определенной свободой усмотрения, при поиске, выявлении и ограничении доступа к ресурсам распространяющих запрещенный контент, либо посредством которых мог быть предоставлен доступ к запрещенным сайтам, программным продуктам и т.п.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 06 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Живая фотография" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.