Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей А.Н. Пономарёва, А.В. Тиханской,
при секретаре З.В. Золотове,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе С.В. Серёгина на решение Тушинского районного суда города Москвы от 2 июля 2018 года по административному иску С.В. Серёгина к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения об утверждении проекта межевания территории квартала района в части придомовой территории дома ***,
заслушав доклад судьи А.Н. Пономарёва,
установила:
С.В. Серёгин обратился в суд с указанным выше административным иском к Департаменту городского имущества города Москвы, просил признать незаконным решение от 30 ноября 2016 года в части утверждения проекта межевания дома ***, ссылаясь на незаконность уменьшения придомовой площади земельного участка с 1,748 га до 0,8358 га.
Решением Тушинского районного суда города Москвы от 2 июля 2018 года в удовлетворении административного истца отказано.
В апелляционной жалобе С.В. Серёгина ставится вопрос об отмене решения.
С.В. Серёгин, представитель Департамента городского имущества города Москвы не явились. Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закреплённых непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закреплённых в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, не только проверяет, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Суд применил приведённые законоположения целесообразно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, согласно которым достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о недоказанности административным истцом нарушения своих прав.
В результате суд пришёл к верному выводу о том, что С.В. Серёгин не опроверг представленных Департаментом городского имущества города Москвы доказательств соблюдения его прав, правильного применения закона при принятии решения, по поводу которого возник спор. Выводы суда в решении мотивированы, основаны на установленных обстоятельствах. Существенных нарушений процессуального закона судом не допущено.
В 2013 году по заказу Департамента земельных ресурсов города Москвы ООО "***" был разработан проект межевания территории квартала, района ***, ограниченного границей территории ООПТ "***", улицей ***, границей жилого квартала (мкр.*), согласно которому многоквартирному жилому дому по адресу: *** (строение N ***) установлен участок N *** размером 1,748 га, что соответствует нормативно необходимой площади участка по расчётам. Площадь участка с минимальными обременениями 0,373 га. На данном участке действует ГПЗУ от 17.10.12 N***. Через территорию данного участка осуществляется беспрепятственный доступ к участкам N*, N*.
Управа района Куркино города Москвы разместила на своём официальном сайте утверждённое председателем Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Северо-Западном административном округе города Москвы заключение N 55/14ПС о результатах публичных слушаний от 9 декабря 2014 года по "***", улицей ***, границей жилого квартала (мкр.*)", согласно выводам которого признано считать публичные слушания по указанному проекту межевания территории квартала состоявшимися и проведёнными в соответствии с действующим градостроительным законодательством.
В заключении отмечено, что территорию вокруг дома *** следует определить по факту установленного сейчас ограждения. Проезд за домом *** к очистным сооружениям не может контролироваться жильцами дома ***.
30 ноября 2016 года Департамент городского имущества города Москвы принял решение об утверждении указанного проекта межевания территории, в котором площадь земельного участка, по поводу которой возник спор, составила 0,8358 га.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что решение Департамента городского имущества города Москвы об утверждении проекта межевания прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия нашла вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Названная норма права предусматривает образование земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, которое осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьёй 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с проектом межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (пункт 1 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
Поскольку территория района Куркино города Москвы предназначена для комплексного освоения, иного способа её образования, кроме как через проект межевания, не имеется.
Нарушений порядка утверждения проекта межевания Департаментом городского имущества города Москвы не допущено, а соответственно, права С.В. Серёгина не нарушены, так как выделенный дому, в котором он проживает, земельный участок соответствует нормативно необходимой площади участка.
Уменьшение площади земельного участка по сравнению с предложенной при проведении публичных слушаний мотивировано и закону, не придающему публичным слушаниям возможности окончательно определять размер земельного участка, не противоречит.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают что в силу пункта 9 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утверждённых документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учётом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Временным положением о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утверждённым Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП, определены критерии и документы, используемые при разработке проектов межевания кварталов, в том числе площадь и функциональное назначение зданий, расположенных в рамках соответствующего квартала.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 названного Временного положения проекты межевания разрабатываются на основании правовых нормативных и иных актов Российской Федерации и Правительства Москвы, городских целевых программ уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на территорию не менее квартала за счёт средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы или иных средств.
Данных о том, что названные нормы отвода земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает административный истец, нарушены, апелляционная жалоба не содержит.
Изложенное опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что суд был пристрастным, не учёл имеющиеся в деле доказательства, разрешилспор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тушинского районного суда города Москвы от 2 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.