Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3365/2018 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Санаторий "Ерино" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Санаторий "Ерино" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 173684 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 357959000 руб.;
- земельного участка площадью 12222 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 25189000 руб.;
- земельного участка площадью 20800 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", Санаторий "Ерино", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 42868000 руб.;
- земельного участка площадью 1553 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 3201000 руб.;
- о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является владельцем земельных участков и не согласен с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 26 июня 2017 г. N21-06-Н/17-1, N21-06-Н/17-2, N21-06-Н/17-3, N21-06-Н/17-4, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Венатэль". Однако решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 7 сентября 2017 года N51-19883/2018, N51-19882/2018, N51-19884/2018, N51-19885/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца закрытого акционерного общества "Санаторий "Ерино" - адвокат Бабенко И.Ф. поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.
Представители административных ответчиков Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности:
- земельный участок площадью 173684 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
- земельный участок площадью 12222 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
- земельный участок площадью 20800 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", Санаторий "Ерино", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права;
- земельный участок площадью 1553 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права
В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ и спользование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорных земельных участков утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного административный истец, будучи плательщиком земельного налога, исходя из его кадастровой стоимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, путем обращения в суд и комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. При этом суд учитывает, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как собственника земельного участка, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения земельного налога на земельный участок.
Административный истец не согласился с размером кадастровой стоимости земельных участков и обратился 23 августа 2017 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Однако решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 7 сентября 2017 года N51-19883/2018, N51-19882/2018, N51-19884/2018, N51-19885/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ предусматривают, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельных участков, административный истец представил суду отчеты об оценке от 26 июня 2017 г. N21-06-Н/17-1, N21-06-Н/17-2, N21-06-Н/17-3, N21-06-Н/17-4, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Венатэль". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 20 августа 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 12 ноября 2018 г. N87/18-Э, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "БСГ-Консалтинг групп" "... ":
- отчеты об оценке от 26 июня 2017 г. N21-06-Н/17-1, N21-06-Н/17-2, N21-06-Н/17-3, N21-06-Н/17-4, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Венатэль", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 173684 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 года составляет 393000000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 12222 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 года составляет 28000000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 20800 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", Санаторий "Ерино", по состоянию на 1 января 2016 года составляет 47000000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 1553 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 года составляет 3500000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными.
Представители а дминистративных ответчиков и заинтересованного лица не предоставили суду какие-либо возражения относительно выводов оценочной судебной экспертизы, х одатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 12 ноября 2018 г. N87/18-Э, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "БСГ-Консалтинг групп" "... ", с оответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельных участков основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт является оценщиком первой категории, прошел профессиональную переподготовку на факультете академических программ обучения Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по программе профессиональной переподготовке оценщиков "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ПП N419511 от 3 декабря 2001 г, выданным Академией народного хозяйства при Правительстве РФ; неоднократно проходил повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность", что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации; сдал единый квалификационный экзамен, подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности N"... " от 14 сентября 2017 г.; является членом саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Кадастр-оценка", включен в реестр членов 1 июня 2011 г, регистрационный N"... "; гражданская ответственность эксперта застрахована; эксперт имеет стаж работы в оценочной деятельности с 20 ноября 1997 г, работает в обществе с ограниченной ответственностью "БСГ-Консалтинг групп" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 12 ноября 2018 г. N87/18-Э в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке от 26 июня 2017 г. N21-06-Н/17-1, N21-06-Н/17-2, N21-06-Н/17-3, N21-06-Н/17-4, подготовленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Венатэль", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость земельных участков меньше их кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость:
- земельного участка площадью 173684 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 393000000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- земельного участка площадью 12222 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 28000000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- земельного участка площадью 20800 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", Санаторий "Ерино", в размере его рыночной стоимости, равной 47000000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- земельного участка площадью 1553 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 3500000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
При этом отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года и в размере, определенном оценщиком в отчетах об оценке от 26 июня 2017 г. N21-06-Н/17-1, N21-06-Н/17-2, N21-06-Н/17-3, N21-06-Н/17-4, поскольку указанные отчеты об оценке являются ненадлежащими доказательствами подтверждения рыночной стоимости земельных участков, так как не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 23 августа 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая ходатайство эксперта о возмещении расходов на оплату его услуг в размере 280000 руб, суд учитывает положения части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2016 г, возложено законом на административного истца.
По заключению оценочной судебной экспертизы предоставленные административным истцом отчеты об оценке от 26 июня 2017 г. N21-06-Н/17-1, N21-06-Н/17-2, N21-06-Н/17-3, N21-06-Н/17-4 не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, величина рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2016 г. определена в другом размере. Административный истец согласился с выводами оценочной судебной экспертизы.
Таким образом, заключением эксперта нашли свое подтверждение доводы административного ответчика и заинтересованного лица о несоответствии отчетов оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и о недостоверности заявленной административным истцом величины рыночной стоимости спорных земельных участков.
Поскольку бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости земельных участков, возложено законом на административного истца, заключение судебной экспертизы принято судом в качестве надлежащего доказательства, в том числе подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2016 г, суд считает необходимым взыскать с административного истца расходы на оплату услуг эксперта в размере 280000 руб. на основании части 3 статьи 108, статьи 111, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При этом отсутст вуют правовые основания для удовлетворения требования административного истца о взыскании с административных ответчиков расходов по оплате государственной пошлины в размере 8000 руб, поскольку указанные расходы понесены административным истцом в целях подачи административного иска и реализации им в судебном порядке своих прав на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Санаторий "Ерино" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 173684 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 393000000 (триста девяносто три миллиона) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 12222 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 28000000 (двадцать восемь миллионов) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 20800 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", Санаторий "Ерино", в размере его рыночной стоимости, равной 47000000 (сорок семь миллионов) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1553 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 3500000 (три миллиона пятьсот тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Датой обращения закрытого акционерного общества "Санаторий "Ерино" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 23 августа 2017 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных земельных участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать закрытому акционерному обществу "Санаторий "Ерино" в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 173684 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 357959000 руб.;
- земельного участка площадью 12222 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 25189000 руб.;
- земельного участка площадью 20800 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", Санаторий "Ерино", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 42868000 руб.;
- земельного участка площадью 1553 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 3201000 руб.;
- во взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8000 руб.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Санаторий "Ерино" в пользу общества с ограниченной ответственностью "БСГ-Консалтинг групп" расходы на оплату услуг эксперта в размере 280000 (двести восемьдесят тысяч).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.