Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3602/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весенино" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Весенино" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 265077 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2016 г. в размере 643847781 руб.;
- земельного участка площадью 183239 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 июля 2016 г. в размере 442438117 руб.;
- земельного участка площадью 218396 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 июля 2016 г. в размере 529709035 руб.;
- взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является владельцем земельных участков и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 18 декабря 2017 г. NМитраГрупп-191017-4, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "МитраГрупп". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 27 июня 2018 г. N51-14720/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "Весенино" подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость:
- земельного участка площадью 265077 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 646523000 руб. и определенной по состоянию на 21 июля 2016 года.
- земельного участка площадью 183239 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 470191000 руб. и определенной по состоянию на 26 июля 2016 года.
- земельного участка площадью 218396 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 551013000 руб. и определенной по состоянию на 26 июля 2016 года.
- взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Весенино" - Спесивов В.В, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Представители административных отв етчиков Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности:
- земельный участок площадью 265077 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21 июля 2016 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости;
- земельный участок площадью 183239 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ". Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 26 июля 2016 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости;
- земельный участок площадью 218396 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ". Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 26 июля 2016 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ и спользование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами "... ", "... " утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 26 июля 2016 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером "... " утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 21 июля 2016 года.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного административный истец, будучи плательщиком земельного налога, исходя из его кадастровой стоимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, путем обращения в суд и комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. При этом суд учитывает, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как собственника земельного участка, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения земельного налога на земельный участок.
Административный истец не согласился с размером кадастровой стоимости земельных участков и обратился 20 декабря 2017 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 27 июня 2018 г. N51-14720/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ предусматривают, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости земельных участков по состоянию постановки их на государственный кадастровый учет. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельных участков, административный истец представил суду отчет об оценке от 18 декабря 2017 г. NМитраГрупп-191017-4, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "МитраГрупп". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 18 сентября 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 19 октября 2018 г. N2018-01/762, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки бизнеса" "... ":
- отчет об оценке от 18 декабря 2017 г. NМитраГрупп-191017-4, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "МитраГрупп", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 265077 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", по состоянию на 21 июля 2016 года составляет 646523000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 183239 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", по состоянию на 26 июля 2016 года составляет 470191000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 218396 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", по состоянию на 26 июля 2016 года составляет 551013000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости, как это определено в заключении эксперта.
Представители а дминистративных ответчиков и заинтересованного лица не предоставили суду какие-либо возражения относительно выводов оценочной судебной экспертизы, х одатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 19 октября 2018 г. N2018-01/762, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки бизнеса" "... ", с оответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт является оценщиком, имеет высшее экономическое образование, прошел профессиональную переподготовку в НОУ ВПО "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" по программе "Оценочная деятельность", подтверждается свидетельством о повышении квалификации регистрационный номер "... "; имеет квалификационный аттестат о сдаче единого квалификационного экзамена в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми федеральным стандартом к оценке эксперту СРО N000499-001 от 31 мая 2016 г.; является членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" и включен в реестр оценщиков 21 марта 2011 г. за регистрационным номером "... ", что подтверждается свидетельством от 21 марта 2011 г. N"... "; работает в обществе с ограниченной ответственностью "Бюро оценки бизнеса", стаж работы в оценочной деятельности - 8 лет; гражданская ответственность эксперта и экспертной организации застрахована.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 19 октября 2018 г. N2018-01/762 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 18 декабря 2017 г. NМитраГрупп-191017-4 требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных земельных участков, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении оценочной судебной экспертизе, являются законными и подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 20 декабря 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом отсутст вуют правовые основания для удовлетворения требования административного истца о взыскании с административных ответчиков расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб, поскольку указанные расходы понесены административным истцом в целях подачи административного иска и реализации им в судебном порядке своих прав на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Необходимо учитывать, что разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельных участков является незначительной, составляет соответственно 28,45%, 24,46%, 25,92%, что само по себе свидетельствует о достоверности кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Весенино" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 265077 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 646523000 (шестьсот сорок шесть миллионов пятьсот двадцать три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 21 июля 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 183239 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 470191000 (четыреста семьдесят миллионов сто девяносто одна тысяча) руб. и определенной по состоянию на 26 июля 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 218396 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г. Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 551013000 (пятьсот пятьдесят один миллион тринадцать тысяч) руб. и определенной по состоянию на 26 июля 2016 года.
Датой обращения общества с ограниченной "Весенино" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 20 декабря 2017 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "... ", "... ", "... " для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "... ", "... ", "... " в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Весенино" в удовлетворении требования о взыскании с Правительства Москвы расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.