Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3798/2018 по административному исковому заявлению Устюжаниновой Евгении Александровны к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Устюжанинова Е.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит установить кадастровую стоимость:
- нежилого здания общей площадью 1033,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 63681100 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого здания общей площадью 1308,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 82133617 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого здания общей площадью 1307,9 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 75804694 руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых зданий и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 30 июля 2018 г. N01/06-2018, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "А-Финанс Групп".
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Устюжаниновой Е.А. - Максимова Л.А, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в дополнительном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Коломеец К.С, де йствующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явилсяё о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, допросив эксперта "... ", суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности нежилое здание общей площадью 1033,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", и нежилое здание с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 399-401 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом в соответствии со статьями 402-403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении нежилых зданий определяется как их кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", кадастровая стоимость спорного нежилого здания общей площадью 1033,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 94015601 руб. 83 коп.
При этом по сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве от 18 декабря 2018 года, в отношении спорного нежилого здания общей площадью 1308,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. составляла 100064469 руб. 92 коп, которая применялась с 1 января 2017 года. Однако 5 июня 2017 года на основании заявления Устюжаниновой Е.А. о государственном учете изменений объекта недвижимости произведен государственный кадастровый учет изменений площади здания с кадастровым номером "... " с общей площади 1308,1 кв.м. на общую площадь 1307,9 кв.м. Вследствие этого кадастровая стоимость нежилого здания общей площадью 1307,9 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 5 июня 2017 года составляет 100049170 руб. 72 коп, которая применяется с 5 июня 2017 года.
В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.15, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером "... ", по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилого здания общей площадью 1308,1 кв.м. с кадастровым номером "... ", по состоянию на 5 июня 2017 года нежилого здания общей площадью 1307,9 кв.м. с кадастровым номером "... ".
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания, утвержденные П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административный истец предоставил отчет об оценке от 30 июля 2018 г. N01/06-2018, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "А-Финанс Групп". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца определением суда от 16 октября 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 16 ноября 2018 года, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" "... ":
- отчет об оценке от 30 июля 2018 г. N01/06-2018, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "А-Финанс Групп", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 1033,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 года составляет 63681100 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 1308,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 года составляет 82133617 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 1307,9 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 5 июня 2017 года составляет 75804694 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий, равной их рыночной стоимости в размере, как это определено в заключении судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Коломеец К.С. в судебном заседании не согласилась с выводами оценочной судебной экспертизы относительно определения рыночной стоимости объектов недвижимости, считает правильной кадастровую стоимость. При этом административные ответчики не привели обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 16 ноября 2018 года, проведенное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" "... ", соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ПП N"... " от 10 апреля 2007 г, регистрационный номер 10140; повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность" в ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству, что подтверждается удостоверением, регистрационный номер 00083/км от 27 июня 2014 г.; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности, что подтверждается аттестатом N"... " от 19 сентября 2017 г, N"... " от 24 апреля 2015 г. Эксперт является членом некоммерческого партнерства "Кадастр-оценка", регистрационный номер "... " от 8 июля 2015 г, а также действующим членом Экспертного совета Ассоциации "Кадастр-оценка". Гражданская ответственность эксперта застрахована, стаж работы в оценочной деятельности с 10 октября 2006 г, работает в обществе с ограниченной ответственностью "Роосконсалтгруп" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 16 ноября 2018 года в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 30 июля 2018 г. N01/06-2018, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "А-Финанс Групп", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости нежилых зданий, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания общей площадью 1033,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 63681100 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого здания общей площадью 1308,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 82133617 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года;
- нежилого здания общей площадью 1307,9 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 75804694 руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу пункта 1 статья 408
Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положения статьи 403 Налогового кодекса РФ предусматривают, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
На основании приведенных норм права, учитывая дату обращения административного истца в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий - 25 сентября 2018 г, а также обязанность уплаты административным истцом налога на имущество физических лиц за 2017 год до 1 декабря 2018 года, суд приходит к выводу, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость:
- нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере его рыночной стоимости, равной 63681100 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года, подлежит применению для целей определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года;
- нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере его рыночной стоимости, равной 82133617 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года, подлежит применению для целей определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за период с 1 января 2017 года по 4 июня 2017 года, включительно;
- нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере его рыночной стоимости, равной 75804694 руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 года, подлежит применению для целей определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за период с 5 июня 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Устюжаниновой Евгении Александровны об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 1033,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 63681100 (шестьдесят три миллиона шестьсот восемьдесят одна тысяча сто) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 1308,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 82133617 (восемьдесят два миллиона сто тридцать три тысячи шестьсот семнадцать) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 1307,9 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 75804694 (семьдесят пять миллионов восемьсот четыре тысячи шестьсот девяносто четыре) руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 года.
Датой обращения Устюжаниновой Евгении Александровны с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий считать 25 сентября 2018 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере его рыночной стоимости, равной 63681100 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года, для целей определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере его рыночной стоимости, равной 82133617 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года, для целей определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за период с 1 января 2017 года по 4 июня 2017 года, включительно.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере его рыночной стоимости, равной 75804694 руб. и определенной по состоянию на 5 июня 2017 года, для целей определения налоговой базы в отношении данного нежилого здания и исчисления налога на имущество физических лиц за период с 5 июня 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.