Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотова Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4028/2018 по административному исковому заявлению Глушко Валерия Даниловича к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Глушко В.Д. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6506000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6506000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 6,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 596000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 2 ноября 2018 г. N296-4/1-12, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НПЦ "СОЮЗОЦЕНКА".
В судебном заседании представитель административного истца Глушко В.Д. - Сабатаров О.С, действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Скворцова А.Д, де йствующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами "... ", "... ", "... ", расположенные по адресу: г.Москва, "... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
С учетом изложенного и на основании статьи 399-401 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц. При этом в соответствии со статьями 402-403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 10686074 руб. 94 коп, нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 10686074 руб. 94 коп, нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 1471323 руб. 88 коп.
В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.15, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
На основании изложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г, то есть на дату, по состоянию на которую сформирован перечень.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административный истец предоставил отчет об оценке от 2 ноября 2018 г. N296-4/1-12, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НПЦ "СОЮЗОЦЕНКА", согласно которому рыночная стоимость с учетом НДС 18% по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 6506000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 6506000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 596000 руб.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора является определение действительной рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую сформирован перечень. При этом в письме Минфина России от 17 октября 2017 г. N03-05-04-01/67806, письме Минэкономразвития России от 12 октября 2017 г. NД22и-1031 "О представлении информации" разъяснено, что величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей налогообложения НДС, в частности, самого налогоплательщика по налогу на имущество организаций, а рыночная информация, используемая для ее определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. При этом такая рыночная стоимость не должна отражать включение или не включение в ее состав НДС.
С учетом изложенного отчет об оценке от 2 ноября 2018 г. N296-4/1-12, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "НПЦ "СОЮЗОЦЕНКА", не является надлежащим доказательством подтверждения рыночной стоимости спорных нежилых помещений, поскольку рыночная стоимость определена с учетом НДС 18 %.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика определением суда от 26 ноября 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 10 декабря 2018 г. N312/12/2018, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое бюро" "... ":
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 6815904 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 6815904 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 6,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 690631 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Скворцова А.Д. в судебном заседании н е согласилась с выводом оценочной судебной экспертизы о величине рыночной стоимости нежилых помещений, считает правильной кадастровую стоимость. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 10 декабря 2018 г. N312/12/2018, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое бюро" "... ", соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, в том числе по специальности "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом ВСА "... " от 30 июня 2006 г, дипломом о профессиональной переподготовке ПП N"... " от 1 февраля 2008 г, регистрационный номер "... "; эксперт прошел повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность", что подтверждается свидетельством, регистрационный номер "... " от 19 марта 2011 г.; сдал квалификационный экзамен в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми федеральным стандартом оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков, что подтверждается квалификационным аттестатом N"... " от 13 сентября 2013 г.; эксперт является членом некоммерческого партнерства СРО "Деловой союз судебных экспертов", регистрационный номер в реестре N"... " от 29 июня 2013 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в области оценки с 2008 г, работает экспертом-оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 10 декабря 2018 г. N312/12/2018 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость спорных нежилых помещений меньше их кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. и в размере, определенном оценочной судебной экспертизой.
При этом отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления об установлении в отношении спорных нежилых помещений кадаст ровой стоимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере, определенном в отчете об оценке от 2 ноября 2018 г. N296-4/1-12, поскольку данный отчет об оценке является ненадлежащим доказательством подтверждения величины рыночной стоимости спорных нежилых помещений, так как рыночная стоимость определена с учетом НДС 18%.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений является 13 ноября 2018 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2018 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Глушко Валерия Даниловича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 6815904 (шесть миллионов восемьсот пятнадцать тысяч девятьсот четыре) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " в размере его рыночной стоимости, равной 6815904 (шесть миллионов восемьсот пятнадцать тысяч девятьсот четыре) руб. и определенной по состоянию 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 6,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 690631 (шестьсот девяносто тысяч шестьсот тридцать один) руб. и определенной по состоянию 1 января 2016 года.
Датой обращения Глушко Валерия Даниловича в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений считать 13 ноября 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных нежилых помещений с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать Глушко Валерию Даниловичу в удовлетворении административных исковых требований к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6506000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 47,2 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6506000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 6,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 596000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.