Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Жумабоева Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 марта 2018 года гражданин Кыргызской Республики Жумабоев Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 20 июня 2018 года постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 марта 2018 года оставлено без изменений, жалоба Жумабоева Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Жумабоев Н, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что состоит в трудовых отношениях с принимающей стороной ООО "Вертикаль".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, подлежат квалификации по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2018 года в 18 час. 00 мин. сотрудниками ОМВД России по району Замоскворечье г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д. 8, был выявлен гражданин Кыргызской Республики Жумабоев Н.М, который, прибыв на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, был поставлен на миграционный учет по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 14, однако фактически проживал по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д. 8 Указанные действия Жумабоева Н.М. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Признавая вину Жумабоева Н.М. доказанной, судебные инстанции сослались на совокупность имеющихся в деле доказательств, посчитав ее достаточной для установления в действиях последней события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Регулирование отношений в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществлено Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников отношений в сфере миграционного учета и режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 7. Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете), временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Частью 1 ст. 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу п. 3 и п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о миграционном учете миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан.
На основании ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о миграционном учете иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о миграционном учете принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
Место пребывания иностранного гражданина определено в п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете как жилое помещение, не являющееся местом его жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания. К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) ( п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете).
Из содержания вышеназванных норм следует, что в качестве места пребывания иностранного гражданина для целей миграционного учета допускается указывать нежилое помещение, являющееся местом нахождения организации, выступающей в качестве его принимающей стороны, и не обязательно указывать жилое помещение, в котором этот иностранный гражданин фактически проживает.
В этом случае проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет, не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, гражданин Кыргызской Республики Жумабоев Н, прибывший на территорию Российской Федерации 17 сентября 2017 года, был поставлен на миграционный учет принимающей его стороной ООО "Вертикаль" 10 октября 2017 года по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 14, стр. 19, сроком до 16 сентября 2018 года.
Согласно положениям п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации
такого иностранного гражданина.
В своей жалобе Жумабоев Н. ссылается на то обстоятельство, что заключил трудовой договор с ООО "Вертикаль", являющейся ее принимающей стороной.
В подтверждение данных доводов к жалобе приложена копия трудового договора от 11 сентября 2017 года, согласно которому работодатель (ООО "Вертикаль") поручает, а Жумабоев Н. (работник) принимает на себя обязательство выполнять работу в должности "подсобный рабочий".
Одновременно к жалобе приложена справка о доходах Жумабоева Н. по форме 2-НДФЛ, выданная ООО "Вертикаль", а также справка, согласно которой Жумабоев Н. действительно работал в ООО "Вертикаль" в должности "подсобный рабочий" с 11 сентября 2017 года по 23 июня 2018 года.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.06.2014) особенности въезда, выезда, пребывания и трудовой деятельности физических лиц регулируются разделом XXVI настоящего Договора в части, не противоречащей настоящему разделу
Согласно п.п. 1, 5 ст. 97 раздела XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Кыргызская Республика 23 декабря 2014 года подписала в г. Москве Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
12 августа 2015 года Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года вступил в силу.
К настоящей жалобе Жумабоевым Н. представлены документы, подтверждающие данные обстоятельства, а также сведения о заключении трудового договора, между ним и принимающей стороной ООО "Вертикаль" от 1 сентября 2017 года сроком на 1 год, что не противоречит дате истечения срока постановки Жумабоева Н. на миграционный учет.
Учитывая, что срок пребывания Жумабоев Н. в Российской Федерации истекал лишь 16 сентября 2018 года (то есть на срок более чем 90 суток), ставить под сомнение исполнение Жумабоевым Н. трудовых обязанностей в рамках заключенного с ним трудового договора с ООО "Вертикаль" на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием к привлечению Жумабоева Н. к административной ответственности, оснований не имеется.
То обстоятельство, что в АС ЦБДУИГ ФМС России сведения о заключении 11 сентября 2017 года ООО "Вертикаль" трудового договора с Жумабоевым Н. отсутствуют, не имеет правового значения, поскольку обязанность уведомления территориального органа исполнительной власти в сфере миграционного законодательства возложена на работодателя, а не на иностранного гражданина.
При изложенных обстоятельствах, подтвержденных объективными письменными доказательствами, вывод судебных инстанций о нарушении Жумабоевым Н. требований миграционного законодательства и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, является ошибочным.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными. Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июня 2018 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Жумабоева Н.М. - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу Жумабоева Н. удовлетворить.
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Кыргызской Республики Жумабоева н.м. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.