Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ларина Ю.А. в защиту Рекубратского н.в. на вступившие в законную силу постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 13 июня 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 13 июня 2018 года Рекубратский Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 10 сентября 2018 года указанное постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 13 июня 2018 года изменено, с указанием о том, что изъятый плакат подлежит возвращению законному владельцу, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалобы защитников Ларина Ю.А. и Москаленко К.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Ларин Ю.А. просит отменить названные судебные акты и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в действиях Рекубратского Н.В. состава административного правонарушения, поскольку согласно Федеральному закону N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" подавать уведомление о проведении одиночных собраний и пикетов не требуется. Также заявитель указывает, что судья районного суда необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств об обеспечении участия прокурора и о ведении протокола судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральный закон N 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу положений п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Как усматривается из материалов дела, 26 мая 2018 года, в 16 час. 50 мин, находясь по адресу: г. Москва, Пушкинская пл-дь, в районе дома 2, Рекубратский Н.В. в нарушение п.11 Указа Президента РФ от 09 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года" без передвижения осуществил проведение одиночного пикета без согласования с органами исполнительной власти временного интервала и места проведения такого мероприятия в Москве, на территории которой Указом Президента введены усиленные меры безопасности, с использованием плаката с надписью тематического содержания, визуально обращенного к неопределенному кругу лиц, чем нарушил положения Федерального закона 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", совершив правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, подтверждаются собранными доказательствами по делу, оценка которых произведена судебными инстанциями по правилам ст.26.11 КоАП РФ: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; вещественным доказательством плакатом; рапортами и письменными объяснениями полицейских ОМВД по Тверского району г. Москвы * С.А. и * Е.Н.; сообщением начальника ОООППММ УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве и префектуры ЦАО Москвы.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Рекубратского Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в действиях Рекубратского Н.В. нет состава административного правонарушения, поскольку согласно Федеральному закону N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" подавать уведомление о проведении одиночных собраний и пикетов не требуется, проверялся судом второй инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и обосновано был признан несостоятельным.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года", на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также в прилегающих к ним акваториях, в том числе и в Москве, введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.
Пунктом 11 данного Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Указанный пункт Указа Президента РФ не содержит исключений для лиц, проводящих пикетирование, в том числе и одиночное. Между тем, уведомления о проведении Рекубратским Н.В. публичного мероприятия 26 мая 2018 года по адресу: г. Москва, Пушкинская площадь, д. 2, в орган исполнительной власти Москвы не подавались, следовательно, количество участников и временной интервал данного публичного мероприятия не был определен и в дальнейшем не был согласован с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Вместе с тем необходимо отметить, что пункт 11 данного Указа указывает на все формы публичных мероприятий, как требующих согласования с соответствующими органами, так и не требующих. Данный вывод следует из буквального толкования этого нормативного акта применительно к соответствующим положениям Федерального закона 54-ФЗ.
Таким образом, действия Рекубратского Н.В, принявшего 26 мая 2018 года участие в несогласованном публичном мероприятии, образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что судья районного суда необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств об обеспечении участия прокурора и о ведении протокола судебного заседания, не может повлечь отмену состоявшихся судебных актов, так как по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Требования ст. 24.4 КоАП РФ судом первой инстанции выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайств судья мотивировал в определении от 13 июня 2018 года (л.д. 43). Обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение данные выводы, не имеется. При этом отказ в удовлетворении указанных ходатайств не повлиял на полное и всестороннее рассмотрение дела, в материалах которого имеется достаточно сведений, необходимых для выяснения обстоятельств правонарушения и проверки доводов жалобы.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и являлись предметом проверки судьи Московского городского суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Рекубратского Н.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Рекубратского Н.В, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, назначено Рекубратскому Н.В. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения Рекубратского Н.В. к административной ответственности, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 13 июня 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Рекубратского н.в. оставить без изменения, жалобу защитника Ларина Ю.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.